Найти в Дзене
Мы, славяне

Город Львов: почему его так боятся в России?

В середине 20-го века Львов впервые за семьсот лет своей истории стал составлять с остальной Украиной и Россией единое целое. Из-за раннего установления здесь польской власти местные украинцы были очень угнетены, а потому начиная с 19-го века были настроены на упорную борьбу за свою самостийность. Сначала их противником являлась слабая Польша, затем могучий Советский Союз, который в своем фирменном стиле научился с помощью репрессий решать национальные проблемы. Но после получения независимости русская культура из Украины никуда не ушла. Западенцы в едином порыве решили отправиться в последний бой – и победили. Кто же такие эти львовяне и стоит ли их опасаться России? Государство на территорию будущей Галиции пришло немного раньше, чем к другим восточным славянам. Уже в начале 9-го века этой территорией владела Великая Моравия – держава, чей центр располагался в нынешней Чехии. Но нашествие венгров-кочевников, которые завоевали Дунайскую низменность, сделало жителей региона свободными.

В середине 20-го века Львов впервые за семьсот лет своей истории стал составлять с остальной Украиной и Россией единое целое. Из-за раннего установления здесь польской власти местные украинцы были очень угнетены, а потому начиная с 19-го века были настроены на упорную борьбу за свою самостийность.

Сначала их противником являлась слабая Польша, затем могучий Советский Союз, который в своем фирменном стиле научился с помощью репрессий решать национальные проблемы. Но после получения независимости русская культура из Украины никуда не ушла. Западенцы в едином порыве решили отправиться в последний бой – и победили.

Кто же такие эти львовяне и стоит ли их опасаться России?

Государство на территорию будущей Галиции пришло немного раньше, чем к другим восточным славянам. Уже в начале 9-го века этой территорией владела Великая Моравия – держава, чей центр располагался в нынешней Чехии. Но нашествие венгров-кочевников, которые завоевали Дунайскую низменность, сделало жителей региона свободными.

Но через столетие эта область стала предметом соперничества двух молодых и сильных славянских государств – Польского княжества и державы Рюриковичей. Сначала эти места населяли лендзяне и белые хорваты, которые платили дань польскому государю. Но Владимир Святославич их завоевал. Пускай его сын Святополк отдал их Польше, Ярослав Мудрый воспользовался бунтом язычников и вернул Западенщину под русскую власть.

-2

В 13-м веке Галицкая земля стала основой для формирования одного из сильнейших княжеств. Но, в отличие от остальных земель Киевской Руси, самой влиятельной силой здесь было многочисленное и богатое боярство. Поэтому очень быстро княжеская власть ослабела, и местные богатые буратины стали приглашать на княжение то венгерского принца, то польского короля. В конце концов, когда монгольское нашествие разорвало традиционные политические связи, в 1340-х годах Галиция стала частью Польши.

Для наших соседей с запада этот регион их стал первым заграничным владением, т.е., местом, где жили не западные славяне. Соответственно, утвердились они тут основательно: уже в 16-м веке Львов был преимущественно польско-немецко-еврейский город. Зато в окрестностях жили украинские крестьяне, которые платили оброк польским панам. Тогда тут была введена униатская церковь – при сохранении обрядов православия, главным теперь считался римский папа.

В конце 18-го века в результате раздела Речи Посполитой Галиция отошла Австрийской империи. Цивилизованные европейцы для укрепления своей власти решили поиграть в демократию. Положение поляков тут было слишком укорененным, и чтобы его чем-то уравновесить, политики Вены решили даровать здешним украинцам почти равные права. Так началось Галицкое возрождение – историческая эпоха, когда самосознание местных выросло до недосягаемых вершин. Но очень быстро австрийцы осознали, что западенцы откровенно тянутся к Российской империи и разгромили галицких русофилов силовым путем.

-3

После Первой мировой, когда распались сразу три европейские империи, Польша получила новый исторический шанс. Западенщина вошла в состав новой Речи Посполитой, а тамошние поляки решили отыграться на украинцах за столетие либерального австрийского правления. Тогда началось то, что польские историки иронично (для нас) называют пацификацией Восточной Малопольши – это репрессии в стиле товарища Сталина, только в другом исполнении.

Поэтому в 1920-е годы началось становление украинского национализма. А представители этого движения не любят никого, кроме самих себя. Основным врагом ОУН считала все же Варшаву. Но и с Советским Союзом отношения испортились из-за трех вещей.

Первой был голод в советской Украине, в котором считали виновной исключительно Россию. Второй – противоречивая политика украинизации, которая проводилась очень нелогично и нахраписто, а затем была внезапно отменена. Третьей – репрессии, которые провел Виссарионыч в те два года (1939-1941-е), когда СССР принадлежала Западная Украина.

-4

Вуаля – с тех пор для львовян главный враг именно Россия. Они ждали своего момента пятьдесят лет и теперь дождались. Когда Украина получила независимость, местные жители стали откровенно тащить одеяло на себя. Только себя они считают «настоящими украинцами» и говорят, что «ненастоящие» должны стать такими, как все.

#украина #львов