«Записки безумной оптимистки» Дарьи Донцовой ставят по местам простоту, воровство, салочки с Чуковским и писательскую застенчивость.
Дарью Донцову не любит никто.
По крайней мере, никто в этом не признается публично, кроме совсем уж отпетых личностей. Тех, кто поставил на собственной интеллигентности жирный крест и пал настолько, что не стесняется обсуждать программу Валерия Комиссарова «Моя семья». Приличных людей эта парвеню, скорее, раздражает. Поводов более чем достаточно – пулеметная скорость, с которой она выпекает свои творения, продакт-плейсмент в текстах, качество этих текстов, сериал «Даша Васильева», рекламой которого завесили все метро.
Бесит статус самого читаемого писателя страны, именование себя «писателем» как таковое, миллионные гонорары, постоянные славословия в адрес своих столь же бездарных конкуренток, звезда на «Площади звезд», загородный коттедж и фраза из новой книжки: «После эфира, около полуночи, мы с моим шофером отправились в «Седьмой континент» за покупками».
Книжка именуется «Записки безумной оптимистки», и в ней, собственно, и излагается предыстория оккупации священной русской литературы этой выскочкой. Вот, кстати, еще один повод для раздражения. Бог с ним, все уже смирились с тем, что на вершине рейтинга продаж категории Fiction постоянно болтается какая-нибудь очередная «Жаба в кроссовках». Но она покусилась на святое! На любимую категорию non-fiction! Сначала долго мозолила глаза ее «Кулинарная книга лентяйки», теперь же на вершине уютно угнездились ее автобиография «Записки безумной оптимистки».
Любимому народу можно простить все, даже Мулдашева с Радзинским, но Донцову просвещенное человечество терпеть не должно. Пришлось читать.
Поначалу кажется, что Агриппина Аркадиевна (так Донцова обозначена в паспорте) сошла с ума и решила подорвать свою социальную базу, вызвав идиосинкразию и у тех, кто преданно мусолит ее «покеты» в электричках. Ну какая женщина средних лет, образование средне-техническое, разведена, не будет скрежетать зубами, читая про счастливое детство писательской дочки с приходящей домработницей, дачей в Переделкино и Корнеем Чуковским в качестве партнера по салочкам. Социально чуждый элемент – это очень серьезно: «У меня папаня на мой выпускной ковер из дому пропил, а ее папочка-писатель на журфак МГУ по блату протолкнул — и не стесняется же писать про это…».
Спокойно, гражданка. Ключевое слово «не стесняется», и именно оно и есть суть феномена под названием «Дарья Донцова».
Именно поэтому новая книга не подорвет любовь читателей, а, скорее, наоборот, увеличит ее на энное количество новообращенных. Донцова откровенна в своей книге и выкладывает все как на духу – и про блат на вступительных, и про работу в Сирии, куда ее протолкнул высокопоставленный родственник, и про всех своих мужей, и про работу «девочкой на гонорарах» в газете. Про безденежье и каждодневные брюки за отсутствием денег на колготки, и про детей-шалопаев, и про онкологическое отделение, и про сегодняшнего личного шофера.
Бесспорно, многие увидят в этой книге «Богатые тоже плачут – русская версия». И даже будут правы. На Агриппину Аркадиевну можно повесить изрядное количество любимых ею собак, реальных и мнимых, но с тем, что в своей области она работает профессионально и на совесть, не будут спорить даже литературные критики из толстых журналов. Но главная причина феномена Донцовой даже не в том, что профессионализм и работоспособность позволяет творить в невиданном доселе формате – «ежемесячный авторский литературно-развлекательный журнал».
Главное в том, что Донцова первая перестала стесняться своей простоты.
В нашей стране, где каждый «больше чем поэт», по определению, обязан не меньше чем «глаголом жечь», даже гранды развлекательной литературы всегда стеснялись своей второсортности – Акунин в силу своей интеллигентности никак не решится вытащить фигу из кармана, даже Маринина периодически пытается написать что-то «серьезное». И только Донцова сама себя не стесняется.
И лишь однажды в процессе усвоения этой неглупой и действительно светлой книги начинает коробить – когда умная женщина Дарья Донцова, не удержавшись, начинает поучать своих незадачливых коллег, как нужно писать: «Чтобы быть успешным писателем, надо выпускать минимум три новых произведения в год. Нельзя все время «сыпать в воду рынка» одно и то же название». Как будто дочери хорошего писателя Аркадия Васильева неизвестно, что еще выходят книги, которые за три месяца не напишешь при всем желании.
Как ни крути, у простоты, даже самой светлой, есть и обратная сторона…
Дарья Донцова, «Записки безумной оптимистки», ЭКСМО, 2003
Из цикла "Старые рецензии на старые книги", написано 17 сентября 2003 г.
____________
Мои книги читайте здесь - https://author.today/u/id86412741/works. Они хорошие, можете проверить.