Начало здесь.
"Вот эта картина. Я купил её 7 лет назад за $60000. Сегодня могу продать за $600000. Иллюзия становится реальностью. И чем более реальной становится, тем больше хочется получить." (цитата из культового американского кинофильма "Уолл Стрит" с Майклом Дугласом в главной роли).
Деньги бывают не только лёгкими, грязными, красивыми или старыми, но и безумными. От безумных денег нужно деражаться подальше - они как наркотик: всё начинается с эйфории - а если вовремя не "соскочить" - заканчивается трагедией. Чтобы увидеть воочию работу безумных денег - достаточно следить за знаковыми событиями на мировых рынках.
Например, в 2020 году акции компании Tesla (NASDAQ:TSLA) Inc выросли на 600%. Индекс Nasdaq закрылся на рекордном пике в декабре 2020 года благодаря росту акций Tesla Inc. В конце 2020 года котировки Tesla достигли отметки в $599.04 за акцию. Хорошо это или плохо?
Вот ещё данные о рыночной капитализации Tesla (NASDAQ:TSLA) Inc в сравнении с лидирующими автопроизводителями США по состоянию на 19 ноября 2020 года:
Ford: $35,6 миллардов
GM: $62 миллиардов
Fiat Chrysler: $30,3 миллиардов
Tesla: $458,9 миллиардов
Ford, GM и Fiat Chrysler вместе взятые: $127,9 миллиардов.
Кстати сегодня одна ация ТЕСЛА стоит больше $700, а капиталицация компании превышает $600 миллиардов. Стоит вкладываться в компанию, рыночная капитализация которой на сегодняшний день уже превысила отметку в полтриллиона долларов США? Компания Tesla действительно стоит больше, чем все остальные мировые автопроизводители вместе взятые?
А как у Tesla обстоят дела с доходностью? Прибыль компании определяется разницей между стоимостью производства автомобилей и доходом, который она получает продавая автомобили и услуги по сервисному обслуживанию. Для Tesla это примерно 6 центов прибыли на каждый доллар полученный от продаж. Посмотрим теперь как у Tesla обстоят дела с продажами (отметим про себя, что чистая прибыль - это гораздо меньше). За 2020 год в сравнении с американскими Big Three:
Ford: $130,9 миллиардов
GM: $115,7 миллиардов
Fiat Chrysler: $90, 6 миллиардов
Tesla: $28,1 миллиардов
Ford, GM и Fiat Chrysler вместе взятые: $337,2 миллиардов.
А как у Тesla обстоят дела с производством? По оценкам руководства компании в 2020 году Тесла выпустила около 500 тыс. автомобилей. Для сравнения, во времена СССР АвтоВАЗ к началу 1990-х производил 740 тысяч автомобилей в год. Всего же в мире в наши дни производится около 90 миллионов автомобилей в год, а от продаж всех этих автомобилей автопроизводители совокупно получают примерно 1,8 триллионов долларов США (минус расходы на производство).
Что это всё значит? А это значит, что инвесторы предполагают реализацию одного из следующих двух сценариев:
1. Стоимость рыночной капитализации Tesla предполагает, что рано или поздно Тесла будет производить ВСЕ автомобили на планете Земля. Согласитесь, что вероятность этого сценария довольно мала.
2. Второй сценарий - это предположение, что технологии компании являются настолько уникальными, что очень скоро она создаст совершенно новую индустрию, которая никогда ещё не существовала. Так ли это? У Tesla действительно революционные идеи, которые ещё никто и никогда не реализовывал?
Скорее всего, что вероятность и этого сценария ничтожно мала - ведь электромобили это далеко не новое изобретение, а помимо Tesla электромобили производятся многими другими автопроизводителями по всему миру.
В заключение, давайте посмотрим как у Tesla обстоят дела с продажами. Например, в Европе - а это один из самых больших авторынков мира. Так вот, по данным Форбс, в октябре 2020 года Volkswagen’s ID.3 стал самым продаваемым электромобилем в Европе, обогнав и Теслу, и Renault. По продажам в октябре Volkswagen’s ID.3 обогнал Renault Zoe, который до этого лидировал на европейском рынке электромобилей почти весь 2020 год. Что же касается Tesla, то в октябре автомобили этой компании даже не полали в десятку самых продаваемых электромобилей в Европе. Более того, лидеры продаж электромобилей умудрились продать в 35 раз больше электромобилей в Европе, чем Tesla.
Какой же из этого всего можно сделать вывод? Стоит ли сейчас инвестировать в акции Tesla? Все знают, что акции нужно покупать на минимуме, а продавать их на максимуме. К сожалению, в реальной жизни всё происходит с точностью наоборот: большинство рядовых инвесторов покупают акции на максимуме, - когда уровень жадности является максимальным, - а продают на минимуме, - когда максимальным является уровень страха. От безумных денег нужно держаться подальше - они часто являются предвестниками обвалов на рынке и сдувания финансовых пузырей. Мы ещё об этом обязательно поговорим, а пока - запомните этот пост.
Если эта статья вам понравилась, заставила задуматься и вы решили повысить свою финансовую грамотность - ставьте лайк, пишите интересный комментарий и не забудьте подписаться на наш канал.
Хорошего вам финансового здоровья и до скорых встреч!