26 августа в российский прокат выходит фильм Дэвида Лоури «Легенда о Зеленом рыцаре», снятый по поэме XIV века «Сэр Гавейн и Зеленый рыцарь». Это история о приключениях сэра Гавейна, наследника короля Артура. Картина — одновременно и новая версия произведения, и его продолжение. Два наших корреспондента уже посмотрели фильм и поразмышляли о том, удалось ли режиссёру воссоздать атмосферу средневековой Англии и передать превращение мальчика в настоящего рыцаря.
Евгения Смыкова: «Возможно ли быть честным и благородным без чужой помощи?»
Поэма «Сэр Гавейн и Зеленый рыцарь» породила множество интерпретаций в культуре. Большой вклад в ее популяризацию внес Джон Рональд Руэл Толкин, который был исследователем и переводчиком этого произведения. По итогам своей работы он опубликовал эссе «Сэр Гавейн и Зеленый Рыцарь». Толкин считал, что эта поэма может дать исчерпывающие знания о средних веках. До наших дней дошел всего один ее экземпляр, а автор рукописи так и остался неизвестным.
Смельчак без подвига
«Пусть тот твой рыцарь,
чья кровь всех отважней,
а сердце всех твёрже
с честью дерзнет нанести удар».
Именно в этом четверостишье кроется смысл притчи. В те времена человека определяли его честь и достоинство. А сэр Гавейн — смельчак, который еще не показал себя героем. Это единственный рыцарь без подвига.
Под рождество на пир приходит таинственный Зеленый рыцарь. Он бросает вызов храбрейшему в зале, но главное условие — через год оппонент должен найти его в Зеленой часовне и получить равнозначный ответный удар. Именно Гавейн соглашается на это. Дуэль и путешествие в Зеленую часовню дают ему возможность обрести славу и признание. Поединок длится недолго: юноша отрубает рыцарю голову. На своём пути Гавейн встречает множество незнакомцев и врагов. Это и заставляет героя проявить поистине рыцарские качества — самоотверженность и преданность.
Назад в Средневековье
У исполнителя главной роли Дева Пателя («Миллионер из трущоб») в фильме «Легенда о зеленом рыцаре» получилось точно передать процесс взросления — от юного мальчишки, мечтающего стать легендой, до мудрого старца, готового принять свою судьбу. В картине можно увидеть Алисию Викандер, Барри Кеогана. Роль Зеленого рыцаря исполнил Ральф Айнесон.
Для того чтобы воссоздать атмосферу средневековья, Дэниэл Харт, композитор картины, провел множество экспериментов. Саундтрек представляет собой смесь средневековых мотивов и классических мелодий из фильмов ужасов. Для создания хоровых композиций Харт изучал средневековую английскую поэзию. Слова песен написаны с опорой на устаревшую грамматику и произношение той эпохи. Композитор также вдохновлялся музыкой из «Сияния» и работ исландского режиссера и музыкального продюсера Йохана Йоханнссона.
Визуальная композиция состоит из серых, зеленых, коричневых и других земляных тонов. Зритель словно смотрит старинные гравюры. Оператор Эндрю Дроз Палермо снял множество локаций: от сырых болот до покрытых туманом лесов. В кадре запечатлен холод, который охватывает земли и отражает ужас сэра Гавейна.
Ловушка бессмертия
Основная тема и фильма, и произведения — выбор. Перед ним стоят герои каждой части истории. Это решение бросить вызов или промолчать, сражаться или умереть, вернуться домой или продолжить путешествие.
Фильм не только наполнен фантастикой в виде магических артефактов, нечисти и великанов. В нем фигурирует множество символов: зеленый как цвет смерти, проводник-лисица или же заговоренный на бессмертие пояс. Именно последний образ играет наиболее важную роль в повествовании: герой не боится двигаться вперёд, понимая, что с ним ничего не случится. В этом главный смысл произведения: «Способен ли ты следовать кодексу чести, если у тебя не будет дополнительной помощи?».
Светлана Коренева: «Гавейн 2.0 выбирает честь, а не лживую жизнь»
Фильм «Легенда о зеленом рыцаре» Дэвида Лоури основан на поэме — и тем не менее повествование начинается с фразы «Позвольте мне поведать историю новее». Ее произносит колдунья Моргана (Сарита Чоудхури). Она выступает рассказчицей и создательницей истории. Моргана колдовством вызывает Зеленого рыцаря и устраивает Гавейну (Дев Патель) разные испытания на пути к зеленой часовне. Интересно, что Моргана — не только сестра короля Артура (Шон Харрис), но и мать сэра Гавейна. Поэтому зачем же ей усложнять жизнь собственному ребенку? В начале фильма герой просыпается с похмельем, очевидно, у него выдалась бурная ночь. Моргана, увидев сына в таком состоянии, была совсем недовольна и, вероятно, решила сделать из него настоящего рыцаря.
Гавейн в страхе отправляется в путь. Его страх виден через глаза, поведение, манеру речи. А когда лицо героя показывается зрителю крупным планом, кажется, что он — не будущий рыцарь, а буквально испуганный маменькин сынок. Однако герой не бежит от неприятностей, а продолжает идти вперед.
Открытый финал — ключевая часть фильма. Хотя есть «первая часть» (поэма) и зритель понимает, что все испытания — игра, каждый самостоятельно определяет, чем закончилась легенда.
Невыносимая тройственность бытия
Повествование начинается в канун Рождества, а заканчивается через год, но позже на один день. Такая кольцевая композиция намекает на неизбежность смерти всего народа и самого Гавейна. Все должно иметь свой конец: где началось, там и закончится.
Однако это еще не все. Зритель увидит и экранизацию поэмы. Поэма в фильме. Литература в кинематографе. Интереса такой ход придает, определенно. Особенно, если учитывать, что поэма реально существует, и ее написал в XIV веке неизвестный автор. Это делает кинокартину куда более мистической и загадочной. Не говоря уже о тройственности действия. Три испытания: разбойники, святая Гвиневра, замок лорда Бертилака. В замке Гавейна снова ожидают три искушения женой лорда. И еще три замаха рыцаря в зеленой часовне. Фольклорные традиции все-таки соблюдаются, несмотря на актуальность этой версии истории.
Музыка, юмор, тайны
На протяжении всего повествования не умолкает музыка. В тандеме с яркими пейзажами и фантастическими деталями музыка создает средневековую атмосферу колдовства и рыцарства. Она сопровождает буквально каждый шаг Гавейна. Она дублирует настроение лесных разбойников. Она подчеркивает страх путника. Музыка полностью создает фильм. Над ней работал композитор Дэниэл Харт.
Такую насыщенную и достаточно «тяжелую» картину разбавляют легкие шутки героев или просто комичные ситуации. Например, на споре мусорщика и Гавейна из-за благодарности зритель, вероятно, улыбнется. Шутки и не всегда понятные сцены (а они в фильме есть) уравновешивают друг друга. Однако история немного затянута: cлишком уж долго сэр Гавейн идет на встречу с собственной смертью. Сюжет «удлиняется» и за счет открытого финала.
Без страха и упрека?
Как и принято в рыцарских романах, главного героя проверяют на прочность, силу духа, порядочность. Тут будет уместно сравнить Гавейна-персонажа фильма и Гавейна-главного героя поэмы.
Старый Гавейн (из поэмы) не абсолютен. Он храбро шел до конца на верную смерть. Преодолел все испытания, но не удержался перед искушением оставить себе спасительный зеленый пояс. Гавейн смелый и решительный, но не порядочный и честный. Ведь он пренебрег обещанием лорду, хозяину замка, и выбрал жизнь вместо чести. Такое решение вполне естественно, но не для Артурианской эпохи. Что бывает с людьми, которые готовы пожертвовать честью ради жизни, мы увидели во флешбеке Гавейна и можем прочитать в поэме: вечное презрение или смерть.
Однако современный Гавейн несколько отличается от прошлого. Это усовершенствованная версия, Гавейн 2.0. В фильме главный герой тоже смело идет до конца, но в итоге все оказывается не так просто. На пути к часовне Гавейн несколько раз был перед выбором и каждый раз делал правильный. Тем не менее Зеленый рыцарь не поторопился сжалиться над Гавейном, а режиссер — над зрителем. Получил ли герой жизнь в качестве награды или нет — каждый решает для себя сам.