Кризис развития означает начало перехода от одного этапа психического развития к другому . Он возникает на стыке двух возрастов и знаменует собой завершение предыдущего возрастного периода и начало следующего. С ребенком происходят позитивные изменения, появляются психологические новообразования. При этом появление нового включает в себя процессы отмирания старого. Для кризиса характерна неотчетливость границ, отделяющих начало и конец кризиса от смежных возрастов. Конфликты со взрослыми в период кризиса возникают чаще, а вместе с ними приходят мучительные и болезненные переживания.
Важный период в жизни ребенка - поступление в школу.
Меняется привычная среда, ребенок выступает в новой социальной роли, на смену игровой деятельности приходит учебная. В этот период с ребенком происходят не только физиологические изменения, но и психологические. Л. С. Выготский говорил о том, что переживания ребенка приобретают смысл, формируется самооценка и самолюбие. У поступков ребенка появляется эмоционально-смысловая нагрузка. Он становится способен заранее оценивать результаты собственных действий и заранее переживать возможные огорчения или чувство удовлетворения. Л. Петрановская считает, что к возрасту 6-7 лет у ребенка уже сформирован «внутренний родитель». Всплески раздражительности и другие перемены в его характере связаны с тем, что у него исчезла потребность в постоянных внешних подсказках. Ребенок запоминает установки, способен предсказывать реакцию родителей, других людей на собственное поведение или поведение другого человека, желает сам принимать важные для него решения.
Советы родителям от Л. Петрановской:
• Научить проигрывать;
• Дать поиграть в ролевые игры со сверстниками;
• Научить переносить смысл с одного предмета на другой. Если ребенок не мог поверить, что кубик — это машинка, то он не сумеет понять, что икс — это математический знак, и осознать, что несут в себе абстрактные задачи.
• Завтра лучше, чем вчера. Это возраст, когда ребенок должен учиться. В первом классе, когда нет оценок, есть слово «молодец». И если тебе его не сказали, значит, ты не справился. Лучше сравнивать ребенка не с другими детьми, а с ним же вчерашним. Когда сегодня ты умеешь больше, чем вчера, то это и есть прогресс.
Важно также общаться с ребенком как со взрослым человеком. Если родитель слушает ребенка, задает ему вопросы, перестает отдавать ему приказы, а убеждает в своей правоте, то ребенок в большинстве случаев следует желанию взрослого.