Чтобы открыть клинику, нужен четкий план действий с ответами на все вопросы. Мы распишем его по этапам и отметим основные организационные, финансовые и правовые моменты, которые нужно будет решить. Когда вы шаг за шагом пройдете по всем пунктам, получите четкую картину будущего дела.
Этап 1. Емкость рынка
К 2020 году число стоматологических клиник в России достигло 43,8 тыс. Процент частных учреждений составил 90,2% от общего числа. При этом, по данным Федеральной службы государственной статистики РФ, в Москве в 2020 году работало 8069 клиник, а среди регионов лидерами по числу стоматологий стали: Московская область (2921 учреждения), Краснодарский край (2028 клиник) и Республика Татарстан (1451 клиника). Учитывая статистические данные, а также прирост населения по федеральным округам, вы сможете рассчитать текущую и перспективную емкость рынка в вашем регионе.
Также на этом же этапе важно понять:
● Кто ваши пациенты? Дети, молодежь, люди 50+, состоятельные граждане или пациенты с доходом ниже среднего.
● Кто конкуренты? Кто еще работает с пациентами вашего профиля, удовлетворяют ли они спрос полностью и если нет, то почему.
● Какие направления работы в приоритете? В некоторых регионах, несмотря на большое число клиник на душу населения, в дефиците ортопеды и ортодонты, пародонтологи или имплантологи. Анализ спроса покажет, в каком направлении двигаться — открывать кабинет ортодонта, детского терапевта или клинику широкого профиля.
Когда соберете исчерпывающие данные по этому блоку, у вас на руках будет готовая концепция стоматологических услуг в конкретном городе с конкретными условиями старта.
Этап 2. Разработка бизнес-плана
В основу бизнес-плана ложится емкость рынка и анализ конкурентов из предыдущего блока, а также расчеты по соотношению доходов и расходов, рентабельности и самоокупаемости. Для этих данных понадобится определиться с площадью и количеством кресел, ценообразованием, режимом налогообложения, расходами на персонал, помещение и оборудование. Учитывать нужно все, включая техобслуживание оборудования, маркетинг, соответствие требованиям регуляторов. Обязательно просчитайте риски открытия конкурирующей клиники, ухода ключевого специалиста вместе с базой пациентов, повышения арендной платы и пр.
В конечном итоге бизнес-план должен давать четкие однозначные ответы на каждый из пяти вопросов:
- Сколько нужно начальных инвестиций?
- Каковы текущие затраты?
- Как загрузить клинику пациентами и что будет приносить основной доход?
- Каким должен быть объем продаж в месяц, чтобы бизнес вышел на точку безубыточности? В течение какого времени?
- При каких условиях проект нужно будет сворачивать, не дожидаясь банкротства?
Этап 3. Планирование рабочей среды
На этом этапе придется углубиться в детали бизнес-процессов и требований регуляторов.
Персонал и помещение
Во-первых, определите требования к персоналу, его квалификации и компетенциям. Для терапии эконом-сегмента это будет один набор требований, для той же терапии, но премиум-формата — другой.
Во-вторых, установите для себя конкретные критерии помещения. Например, в отдельном здании в радиусе 2 км от центра города, не далее 200 м от остановки, с парковкой на 5 машиномест, с возможностью подключить дополнительные коммуникации и пр. Здесь пригодятся результаты анализа аудитории и конкурентной среды. Плюс, помещение должно соответствовать требованиям актуальных в 2021 году Санитарных правил 2.1.3678-20. Опирайтесь на блок СП 4.26: в нем прописаны требования к помещению, площади, высоте потолков и другим деталям. Особое внимание обратите на п. 4.26.17 — он оговаривает минимальный набор помещений клиники (вестибюльная группа, кабинет врача-стоматолога, комната работников, туалет, кладовая), и на Приложение 1 (Набор основных помещений, необходимых для обеспечения противоэпидемиологического режима и минимальные площади помещений).
Регистрация и организационные моменты
Если предприятие еще не зарегистрировано, самое время это сделать. Для стоматологического кабинета обычно достаточно статуса ИП. Для клиник традиционно открывают общество с ограниченной ответственностью. И ИП и ООО для услуг стоматологии выбирают ОКВЭД группы 86.23. Также предприятие нужно зарегистрировать в пенсионном фонде, ФОМС, разобраться с расчетным счетом, подключением кассового аппарата и эквайрингом.
На этом же этапе решаются вопросы обслуживания стоматологической клиники: найти поставщиков для закупки оборудования и расходных материалов, подрядчиков для ремонта, сбора, вывоза и утилизации медицинских отходов, очистки и дезинфекции систем вентиляции и пр.
Список документов, которые нужны будут для работы и пригодятся при оформлении санэпидзаключения, мы приведем во второй части статьи. Там же по этапам продолжим говорить о плане открытия стоматологии.
Это не все, следите за выпуском второй части …
Информация носит ознакомительный характер.
Больше полезных материалов о стоматологии читайте у нас на Facebook и в Instagram, следите за новыми публикациями на канале в Яндекс. Дзен — впереди много интересного!
Мы оказываем информационную поддержку в подборе оптимальных помещений под клинику и осуществляем комплексное проектирование новых учреждений. Для получения консультации, комплектации клиники или покупки стоматологического оборудования в кабинет позвоните по телефону 8 800 700 80 58, напишите нам по электронной почте info@dentex.ru или через форму заказа обратного звонка на сайте.