За что люди сентябрь жаловали? Всё просто. Говорили так: «Холоден сентябрь, да кормить горазд». И то верно. В сентябре-кормильце еду не считали, всего вдоволь: тут и свежий румяный хлебушко томится, и вареньице из малины-калины всегда на столе, и грибки жареные, и яблочки спеленькие, но если в печи томлёные да ещё и с медком янтарным, то «за уши не оттянешь» — так про это говорили в старину. Зверь в лесу не особо прячется. Рыба сама на уду бросается.
Радивые хозяева только и успевали поворачиваться, в закрома всё складывать с оглядкой на зиму скорую. А она-то точно рядом. Сентябрь-дождевик, может нехотя, но за собой её привёл. Дни светлые, тёплые, радостные, солнце светит, даже петь хочется — так всё хорошо. А вот по ночам… «Сентябрь кафтан с плеч срывает, тулуп надевает». Ревун, дождезвон, хмурень, мокропогодня — и такой сентябрь тоже… Порой он будто торопится побыстрее вылить вниз всё, что наверху накопилось. Начинает хмуриться, реветь, исходит сначала крупным звонким дождём, ещё не остывшим после лета, потом переходит на тихое и мелкое взбрызгивание земли. Но не хватает его надолго. Быстро всё заканчивается.
Выглядывает бархатно-жёлтое солнце. И вот уже играют влажно-жёлтым цветом острые листья на деревьях и под ними, колючие травы вдоль дорог и тропинок, одинокие золотистые былинки на сжатых полях. В эти минуты сентябрь — листопадник, златоцвет. Густыми рыжими колокольцами звенит рябина, рядом трепещут резные красные листья клёна, брусника червлёным ковром расстилается по мхам. Пестрец-сентябрь, рябинник-сентябрь, клёноцвет-сентябрь — как хочешь называй. Всё правильно будет. Всё верно.
Это интересно!
С 1348 года по 1699 год на Руси Новый год приходился на 1 сентября.
Для наших предков сентябрь был месяцем деторождения. И неудивительно. Зимнее время — это время, когда супруги находились достаточно долгое время вместе, отдыхали, любили друг друга. Детей, рождённых в сентябре, тогда же, когда природа отдавала богатый урожай, считали очень удачливыми, верили, что их ждёт благополучие.
ОСЕНИНЫ
В сентябре огонь гуляет по дворам и в избах. Весь сентябрь Осенинами отмечен. Трижды, как и полагается, их праздновали. 14 сентября — первые Осенины — встречали братчиной: праздничные столы во всю улицу, пирогами из свежей мучицы, пышными да румяными, заставленные, хмель, пиво, медовуха в бочонках, курочки зажаренные или даже поросята молочные. Всем миром такой стол накрывали, всем миром ели-пили, всем миром про урожай говорили: хвалили, хвалили да нахваливали: «Не похвалишь этого года дары, не вышло бы на следующий дыры». Ещё в этот день по обычаю новый огонь зажигали. Хозяюшка гасила весь старый огонь. А хозяин, поклонившись с крыльца всему миру, всем четырём сторонам света, а особенно солнцу ясному, зажигал новый огонь.
После первых Осенин можно было начинать Засидки — то есть работать в избе («При новом огне работа спорится вдвойне»). «Вторые Осенины встречаем у рябины», — со стародавних времён договорились наши предки. И правда: рябиновые грозди бережно срезали и какие на меду замачивали, какие сушили, какие в букетах оставляли и украшали ими дом, крыльцо — верили, что рябина яркая от нечисти спасёт, от сглазу убережёт.
Для пчеловодов это был Пасекин день — убирали пчельник, готовили к зиме. А хозяюшки 21 сентября считали днём Луковой слезы. Самый поздний лук собирали, сушиться раскладывали. Кстати, смотрели: если на луке шелухи много и от корня земля плохо отделяется, то зима будет очень холодной.
Правда, на огород было принято идти уже после Хлебницы: на заре женщины шли к реке, самая старшая с большущим караваем из овсяной муки становилась прямо у воды, а другие возле неё хороводили то ручейком, то гусельками, то утицами и пели славные песни. Потом в речку краюшку бросали, а другую часть делили, и каждый кусочек должен был достаться скотинушке, чтобы был приплод хороший.
Молодые хозяева в гости всю родню в этот день приглашали: «К нашей хлеб-соли милости просим!» Хозяюшка стол богатый накрывала, хвасталась, как научилась с печкой управляться, а хозяин гостей по двору водил, советы от старших, как лучше вести хозяйство, принимал. Если у молодых ещё не было ребёночка, то хозяюшка-молодица к вечеру приглашала на трапезу бедных да странников. Считалось, что если сам щедр будешь, то и судьба с тобой щедростью рассчитается.
Третьи Осенины выпадали на 27 сентября. В этот день не ходили в лес — боялись попасть на змеиный праздник. Бывалые охотники говорили, что все змеи в этот день выползают последним солнцем обогреться — и горе тому, кто хоть краешком ноги им помешает. Да радивым хозяевам и так не до лесу было: в избе дел полно.
К вечеру баню хорошую топили, парились хорошенько со свежими веничками. В воду добавляли горсти рябиновых ягод — чтобы защититься от нечисти. А после баньки собирались всей семьёй за столом, отдыхали и ели.
Фрагмент из книги Андриевской Жанны Викторовны "Календарные традиции русского народа"