Эффективность психотерапии зависит от многих факторов:
- психического расстройства
- личности пациента
- личности психотерапевта с его опытом и квалификацией
- окружающей среды (сеттинг или обстановка, условия проведения психотерапии;
- социальных факторов включая семейные и профессиональные особенности окружения пациента)
Ригидность мышления, недоверчивость и подозрительность, быстрая утомляемость, снижение «энергетического потенциала», абулия, пассивность, обусловленные психическим расстройством, сказываются на результате психотерапии и требуют гибкой комбинации ее форм (индивидуальная, групповая, семейная), дифференцированного использования методов и продолжительности как одного сеанса, так и всего курса лечения.
Возрастные, культурно-образовательные, этнические особенности также оказывают существенное влияние на способность пациента к формированию комплайенса (сотрудничества) с психотерапевтом. Для некоторых пациентов оказывается крайне важным сохранить свою идентичность, определить, установить и защитить границы своей независимости, автономности. Этот «автономный пресс» накладывает свой отпечаток на характер терапевтических межличностных отношений.
Факторами, препятствующими результативности терапевтического процесса, следует считать как компульсивность, так и особенно импульсивность пациента, первая затрудняет принятие того или иного решения, «начало действия», обеспечивает фиксацию на болезненных переживаниях, вторая — приводит к непоследовательности и прекращению психотерапии.
Некоторые пациенты склонны к быстрому и стойкому формированию зависимостей от:
- психоактивных веществ
- лиц из своего окружения
- психотерапевта, что последний, к сожалению, нередко использует в своих меркантильных целях.
Отдельные психологи переоценивают значение межличностных терапевтических отношений. И для психологов и для врачей еще одной ошибкой, влияющей на процесс психотерапии и ее результат, является непогрешимая вера в себя («терапевтический нарциссизм»), теорию и методы той психотерапевтической школы, к которой они себя причисляют.
Нередко психотерапевт слишком мало знает о пациенте, его окружении, проявлениях и течении болезни, чтобы добиться положительного терапевтического эффекта. Это приводит к ожиданиям результатов, далеким от реальности.
С самого начала психотерапии важно заключить психотерапевтический контракт с пациентом, в котором оговорить и согласовать цель (нельзя ставить слишком общие или нереалистичные цели), задачи, методы, техники психотерапии, а также прописать время, место, продолжительность, как отдельных терапевтических сессий, так и всего курса терапии, структурируя его по определенным этапам.
Семья пациента, ее члены нередко стараются сохранить те «роли», которые они привыкли играть на протяжении совместной жизни, те «патологические стереотипы поведения», к которым они привыкли, что, естественно, мешает терапевтическому процессу, нередко объясняя его трудности и даже прекращение терапии. На протяжении всего курса психотерапии бывают такие «точки», когда пациент начинает разочаровываться в лечении, отношениях с психотерапевтом или полагает, что терапию пора заканчивать.
Слишком короткий курс психотерапии — ее типичная проблема, которую можно избежать с помощью контракта, предварительной оплаты всего курса лечения и, главное, подробным информированием пациента о цели и задачах терапии.