Найти в Дзене
Виталий Минутко

Эффективность психотерапии

Эффективность психотерапии зависит от многих факторов:

  • психического расстройства
  • личности пациента
  •  личности психотерапевта с его опытом и квалификацией
  • окружающей среды (сеттинг или обстановка, условия проведения психотерапии;
  • социальных факторов включая семейные и профессиональные особенности окружения пациента)

Ригидность мышления, недоверчивость и подозрительность, быстрая утомляемость, снижение «энергетического потенциала», абулия, пассивность, обусловленные психическим расстройством, сказываются на результате психотерапии и требуют гибкой комбинации ее форм (индивидуальная, групповая, семейная), дифференцированного использования методов и продолжительности как одного сеанса, так и всего курса лечения.

Возрастные, культурно-образовательные, этнические особенности также оказывают существенное влияние на способность пациента к формированию комплайенса (сотрудничества) с психотерапевтом. Для некоторых пациентов оказывается крайне важным сохранить свою идентичность, определить, установить и защитить границы своей независимости, автономности. Этот «автономный пресс» накладывает свой отпечаток на характер терапевтических межличностных отношений.

Факторами, препятствующими результативности терапевтического процесса, следует считать как компульсивность, так и особенно импульсивность пациента, первая затрудняет принятие того или иного решения, «начало действия», обеспечивает фиксацию на болезненных переживаниях, вторая — приводит к непоследовательности и прекращению психотерапии.

Некоторые пациенты склонны к быстрому и стойкому формированию зависимостей от:

  •  психоактивных веществ
  • лиц из своего окружения 
  •  психотерапевта, что последний, к сожалению, нередко использует в своих меркантильных целях.

Отдельные психологи переоценивают значение межличностных терапевтических отношений. И для психологов и для врачей еще одной ошибкой, влияющей на процесс психотерапии и ее результат, является непогрешимая вера в себя («терапевтический нарциссизм»), теорию и методы той психотерапевтической школы, к которой они себя причисляют.

Нередко психотерапевт слишком мало знает о пациенте, его окружении, проявлениях и течении болезни, чтобы добиться положительного терапевтического эффекта. Это приводит к ожиданиям результатов, далеким от реальности.

С самого начала психотерапии важно заключить психотерапевтический контракт с пациентом, в котором оговорить и согласовать цель (нельзя ставить слишком общие или нереалистичные цели), задачи, методы, техники психотерапии, а также прописать время, место, продолжительность, как отдельных терапевтических сессий, так и всего курса терапии, структурируя его по определенным этапам.

Семья пациента, ее члены нередко стараются сохранить те «роли», которые они привыкли играть на протяжении совместной жизни, те «патологические стереотипы поведения», к которым они привыкли, что, естественно, мешает терапевтическому процессу, нередко объясняя его трудности и даже прекращение терапии. На протяжении всего курса психотерапии бывают такие «точки», когда пациент начинает разочаровываться в лечении, отношениях с психотерапевтом или полагает, что терапию пора заканчивать.

Слишком короткий курс психотерапии — ее типичная проблема, которую можно избежать с помощью контракта, предварительной оплаты всего курса лечения и, главное, подробным информированием пациента о цели и задачах терапии.