Сегодня мы опять отправимся в Исландию и на этот раз мы посетим самое мистическое место в исландии - музей чёрной магии и колдовства. Исландцы очень ценят своё наследие и бережно хранят память о древних традициях, существующих здесь со времён викингов.
В Западных Фьордах Исландии, в деревне Хоульмавик (Hólmavík), населением в 375 человек, находится Музей Исландского колдовства и черной магии.
Музей небольшой, несколько комнат на двух этажах . В нём предлагаются путеводители на множестве языков, включая русский, и имеется небольшая библиотека, посвящённая заявленной теме, в которой нашлась даже книжка на русском языке: Л.Кораблёв «Рунология».
В музее рассказано и показано, как надо было колдовать и как изготовлять различные зелья и привороты для того, чтобы стать невидимым, или вызвать мертвеца из могилы, разбогатеть, или найти вора, вызвать шторм, или напустить на кого-нибудь болезнь или порчу. Способы эти сегодня кажутся самыми невероятными, непонятно, как такое приходило людям в голову. Переход к христианству в Исландии, по сравнению с остальными странами, был относительно безболезненным и бескровным, настолько, что вначале даже законом было разрешено отправлять некоторые старинные языческие обряды. Это продолжалось несколько столетий, но в XVII веке начались преследования за занятия магией и колдовством. Сама область Strandir рассматривалась в фольклоре как обиталище нечистого. Поэтому здесь, на берегах Западных фьордов, была самая большая концентрация судов над колдунами и магами. Многие из этих судов заканчивались сожжением обвиняемого на костре. При этом, хотя XVII век и называют пиком борьбы с магией и временем разгула преследований, документально подтверждена казнь всего 21 человека, а многие из обвиняемых были оправданы. И это не удивительно, исландский фольклор изобилует сказками и легендами о колдунах и магии. Даже после принятия христианства здесь не перестали колдовать, а в заклинаниях и заговорах просто заменили имена языческих Богов на христианских, оставив в себе языческую суть.
Пожалуй самый поразительный и даже шокирующий экспонат это «штаны мертвеца» или науброук, которые изготавливались для привлечения богатства. Для этого колдун должен был договориться с живым человеком, чтобы после смерти выкопать его тело из могилы и снять с него целую, без повреждений, кожу от талии до пят. Потом, представьте себе, эту кожу надо было надеть на себя, так, чтобы она приросла, затем украсть монетку у бедной вдовы, да непременно во время Пасхи, Пятидесятницы или Рождества (поскольку мы знаем, что все христианские праздники полностью с копированы с языческих, суть их оставалась та же, но название позволяло избежать преследований) и засунуть эту монетку в причинное место. Согласно преданию, пока монета будет в мошонке, она будет притягивать к себе деньги. Чтобы не попасть в ад, владелец должен был при жизни уговорить кого-нибудь забрать эти штаны себе, причем новый владелец должен был надеть правую штанину, пока прежний владелец не снял с себя левую. Модель таких штанов выставлена в музее.
На этом фоне способ вызвать бурю выглядит совершенно невинным. В магических книгах приведены указания и на этот случай: «Возьми голову морской щуки да вырежи на ней чародейский став «Vingapi» и пером ворона помажь сей став кровью из правой ноги. Водрузи голову на жердь и подними там, где суша встречается с морем. Направь рот рыбы в том направлении, откуда ты хочешь, чтобы подул ветер, и чем выше находится разверстый рот, тем сильнее будет буря, которую ты вызовешь». В более гуманные времена, в 1800 году, один человек был не казнён, а всего лишь изгнан из области Strandir, после того, как при сильном шторме в море погибли две лодки, а на берегу была найдена щучья голова.
Вообще, в музее все что выставлено, относится к так называемой белой, защитной магии. От черной, вредительской, там только название музея. Такие ставы, как поднятие немертвых для вредительства и им подобные, которые можно использовать против нежелательных людишек, врагов, традиционно хранят в тайне.
Кстати сказать, даже Рунические комбинации,работают на всех по разному...Одному несут благополучие,а другому разорение...
Магический знак, изображенный на коже теленка справа, имеет свою историю:
"Йоун Йоунс-сон Младший, пытаясь вылечить своего теленка, которого мучил лукавый, употребил древний магический знак. На следующую ночь ему явился лукавый и спросил почему он сделал это. На что Йоун ответил:
- Тьфу на тебя, ты меня не проведешь!
Позже, той самой ночью, лукавый сбросил корову с гор, чтоб показать свою силу."
K. Hastrup "Iceland: Sorcerers and Paganism", стр. 395
Шлем Устрашения отливали из свинца, затем прижимали себе ко лбу между бровями, что следует из следующего заклинания (formáli):
"Шлем Устрашения" (ægis-hjálmur) я несу между моих бровей!
С этим изображением человек должен был выступать против своего врага, и тогда победа обязательно будет за ним. Он также был надежной защитой от гнева хёвдинга (т.е. вождя, предводителя), что подтверждает заклинание(formáli), которое следует за изображением этого става.
Отдельно хочется поговорить об Агисхъяльме, (шлеме ужаса).
Легенда говорит, что это название происходит от знака на шлеме Фафнира(«У него был шлем-страшило («cegishjalm»), которого боялось все живое»). Благодаря этому знаку Фафнир внушал ужас любому нападавшему на него и поэтому был практически неуязвим. В скандинавской мифологии Фафнир - это чудовищный дракон, стерегущий роковой клад Андвари. Сын Хрейдмара, "человека могущественного и изрядно сведущего в колдовстве". Упоминается в «Старшей Эдде», «Младшей Эдде», «Саге о Вельсунгах», также появляется в опере Рихарда Вагнера «Кольцо Нибелунга».
По легенде в верхних и нижних мирах разнеслась весть о том, что цверг Андвари выковал магическое кольцо силы из золота рейнских дев, но бог Локи забрал золото у цверга, тогда тот проклял сокровища. Боги отдали кольцо силы и другие сокровища Хрейдмару в уплату за трагическую гибель его сына — Отра от руки бога Локи. Тогда алчный Фафнир, убив собственного отца, завладел роковым золотым кладом Андвари и превратился в страшное чудовище, чтобы охранять его:
Фафнир взял принадлежавший Хрейдмару шлем
и надел себе на голову — а это был шлем-страшилище,
все живое пугалось, его завидев, —
и еще взял меч Хротти.
... Фафнир поднялся
на Гнитахейд-поле, устроил там себе логово и,
приняв образ змея, улегся на золоте.
Младшая Эдда (381)
«Шлем-страшило
носил я всегда,
на золоте лежа;
всех сильнее
себя я считал,
с кем бы ни встретился»
(«Речи Фафнира»)
Более того, именно «Шлем», по-видимому, помогал Фафниру сохранять облик дракона. В «Саге о Вёльсунгах» говорится, что «Шлем» стал частью сокровищ нибелунгов. Позднее Шлемами Ужаса называли шлемы с полумасками, украшенные символическими изображениями, которые носили воины.
Древнеисландское буквальное выражение «носить (на себе) Шлем Ужаса над (перед) кем-либо», относящееся к использованию силы Агисхьяльмов, обычно переводится как «запугать кого-либо». В более позднем исландском языке появилось выражение «иметь Шлем Ужаса в глазах» т. е. иметь магическую (внушающую благоговейный страх) силу взгляда.
Интересно, что в Исландии не использовались такие традиционные атрибуты ведьм, как метла и ступа. И вообще всё это колдовство было, за редким исключением, мужской прерогативой. На самом деле настоящая Исландская Магия скрыта от посторонних глаз,все те кто в теме,не афишируют себя, живут как правило уединённо,и ходят по тропе тролей...Сотрудники спецслужб израиля,под видом туристов, пробовали за ними следить,и бесследно исчезали... Да про них знают,их ненавидят,но их не трогают,ибо последствия могут быть ужасными для всех,кто в этом замешан...
Ещё один любопытный экспонат - Тильбери, его создавали исландские ведьмы для кражи молока. Чтобы создать это существо, женщина рано утром в Троицын день похищала ребро свежезарытого трупа, оборачивала его в серую шерсть, которую также следовало украсть (иногда уточняется, что шерсть должна была быть сорвана из места между лопаток овцы, принадлежащей вдове, вскоре после стрижки). Следующие три воскресенья на причастии она сплевывала освященное вино на сверток, который с каждым разом становится все более живым. Затем ведьма давала ему сосать внутреннюю поверхность своего бедра, отчего на нем вырастала характерная бородавка в форме соска, на которой и висел тильбери. После этого женщина посылала это существо высасывать молоко из чужих коров и овец. И конечно же любимая птица магов и колдунов-ворон. Его перья, кровь, яйца и другие составные части входят во многие магические рецепты.
И на последок всё-таки хочу привести ример одной исландской сказки:
" Школа Чернокнижия "
В прежние времена была на свете Школа Чернокнижия. Обучали там колдовству и всяким древним наукам. Находилась эта школа в прочном подземном доме, поэтому окон там не было и всегда царил мрак.
Учителей в Школе Чернокнижия тоже не было, а все науки изучались по книгам, написанным огненными буквами, и читать их можно было только в темноте.
Чтение длилось от трёх до семи лет, и за это время ученики ни разу не поднимались на землю и не видели дневного света. Каждый день серая лохматая лапа высовывалась из стены и давала ученикам пищу.
И ещё одно правило всегда соблюдалось в этой школе: когда ученики покидали её, чёрт оставлял у себя того, кто выходил последним. Поэтому немудрено, что каждый старался проскочить вперёд.
Учились однажды в Школе Чернокнижия три исландца – Сэмунд Мудрый, Каульвюр сын Ауртни и Хальвдан сын не то Эльдяурна, не то Эйнара. Хотели они договориться, что выйдут в дверь одновременно, но Сэмунд сказал друзьям, что пойдёт последним. Друзья, конечно, обрадовались.
Сэмунд накинул на плечи широкий плащ, и, когда он поднимался по лестнице, которая вела наверх, чёрт ухватил его за полу.
– А ты мой! – сказал он.
Но Сэмунд скинул плащ и убежал. Железная дверь захлопнулась за ним и отдавила ему пятку.
– Душа дороже пятки! – сказал Сэмунд по этому поводу, и эти слова стали поговоркой.
А иные рассказывают, что все было иначе: когда Сэмунд поднялся по лестнице и ступил за порог, солнце стояло так, что тень Сэмунда упала на стену. Только черт приготовился его схватить, как Сэмунд сказал:
– А я вовсе не последний. Вон за мной ещё один идет. – И показал на тень.
Чёрт принял тень за человека и схватил её. Так Сэмунд вырвался на волю, но с тех пор он жил без тени, потому что черт оставил её у себя.