- Ба , смотри какую я картинку нарисовала!
-Да что ж тут красивого, как курица лапой, никому не показывай , а лучше выброси. Так любой трехлетка нарисует, а тебе уже пять, сколько раз тебе говорить, если берешься за что-то , делай хорошо.
Улыбка сползла с лица ребёнка и на глаза навернулись слёзы.
Я стала свидетелем этого диалога пару лет назад, весной, в аккурат перед майскими праздниками ,когда поехали мы с вокальным коллективом моей дочери в Сочи, на конкурс . Развеяться, ну и медальки какие-нибудь подзаработать, если получится. Ну а что, там уже тепло, отель очень неплохой, даже бассейн подогреваемый есть. Но самое главное, отдых с друзьями – это вдвойне приятно, ведь коллектив уже сложившийся, в этом году пятый год будет, как мы в него ходим.
Так как детки наши были ещё маленькие , 5-8 летние, все были с родными, в основном, конечно, с мамами, но некоторые и с бабушками. Вот одна из бабушек и завела этот разговор со своей внучкой. И ладно бы наедине со своим ребенком , но нет, аналогичные разговоры и мне, и моему ребенку пришлось слушать на протяжении всей нашей поездки. Я бы рада была находиться подальше от этой странной парочки, но моя дочь считала этого , постоянно критикуемого своей бабушкой ребенка, своей подругой. Мне было жаль их, и бабушку и её внучку.
Потому как, критика , с моей точки зрения :
- снижает самооценку
- развивает комплекс неполноценности
- приводит к недостаточному доверию
Поэтому лично я придерживаюсь абсолютно противоположного мнения: своих детей нельзя критиковать, они и так получают её в больших количествах от своего окружения: воспитателей,учителей, просто прохожих, друзей и знакомых, иначе из них вырастут неуверенные в своих силах, замкнутые в себе взрослые, потому что постоянно будут ожидать критики со всех сторон.
Ведь если тебя критикуют самые близкие тебе люди, значит с тобой на самом деле что-то не так. Сколько раз убеждалась в этом : "Да я лучше совсем не буду это делать, потому что если сделаю неправильно, меня не одобрят".
Возвращаясь к той ситуации с бабушкой и внучкой, я ведь попыталась однажды сгладить одну из возникших ситуаций, на что получила ответ:
- Если я не скажу, что она не права, как она узнает, что поступила неправильно?
И ведь с этой точки зрения она права. Ребенку, конечно, надо указывать на его недостатки, но вот ту форму , которую выбрала эта бабушка для меня абсолютно не подходит.
КАк поступаю в таких ситуациях я?
Во-первых, все ситуации обговариваются исключительно наедине, чтобы не было свидетелей.
Во-вторых, вместо слов , "фу, как некрасиво-неправильно", я спрашиваю мнения ребенка: а давай посмотрим на ситуацию-поделку-рисунок со стороны - если бы это сделал другой ребенок, тебе бы понравилось?
В-третьих, а давай посмотрим методику-рисунок-мастер-класс и попробуем заново, может получится ещё лучше.
В-четвертых, похвалю в любом случае: да ты , безусловно , молодец, первый раз самостоятельно сделал такую работу-поделку-рисунок, и , надеюсь, когда повторишь это , постараешься ещё лучше сделать.
И в-пятых , постараюсь перевести всю ситуацию в позитив со смехом и весельем.
И , как итог, представьте на месте ребенка себя. Нет не маленького, а взрослого себя- сейчас. Как вы относитесь к критике? Каково ваше внутреннее состояние, когда вас критикует вторая половинка, начальство на работе , друзья и знакомые? Состояние не из приятных.
Поэтому хвалите своего ребенка чаще, потому что похвала :
- формирует доверие
- веру в себя
- поддерживает мотивацию.
Даже, когда моя дочь вытворит то , за что хочется выпороть, я стараюсь найти повод похвалить её:
"Так художественно извозиться в грязи можешь только ты, а теперь проверим твои способности , чтобы отстирать всё это" .
Уточню, всё вышесказанное относится к самому ребенку и к его действиям не наносящим вред другим людям , животным, природе, чужой собственности. В этом случае в ход идет не критика, а разъяснения и даже , если требуется, наказание.
Ребенок должен знать что его любят, любят таким , какой он есть