Найти тему
НЕ ПОШЕЛ В БИЗНЕС

"6 важных отличий советского учителя от современного"

Оглавление

Приветствую тебя, Уважаемый читатель.

Идея этой заметки возникла у меня, когда наткнулся на комментарии к публикации в социальной сети. Где довольно агрессивно (в комментариях обычно так) сошлись люди с разными точками зрения о советском и современном образовании.

Разумеется, ссылку на этот пост я давать не буду. Забанят еще. Но поверьте, там кромешный АД.

В соцсетях очень часто спорят о вопросах образования.
В соцсетях очень часто спорят о вопросах образования.

Коротко отражу суть конфликта цитатами комментаторов, слегка исправив лексику.

"Советское образование лучшее, потому что тогда преподавали учителя - мастера своего дела, интеллигентные, справедливые"
"Советское образование было пропитано пропагандой, а современный учитель более свободный человек, который может дать детям большее. В школе не должны преподавать учителя пенсионного возраста"

Я решил изучить доступный материал в интернете, пообщался с опытными и молодыми коллегами. Пришел к следующим выводам об отличиях учителя советской школы от современной.

1. Увлеченность преподаваемой дисциплиной.

Советский учитель, будучи более скованным идеологией, максимально погружался в предмет, который вел в школе. Это проявлялось в умении и желании работать с разными источниками. Процесс саморазвития учителя вытекал в абсолютный авторитет перед школьниками в конкретной дисциплине. Сейчас же тяжело найти учителя, от которого веяло бы энтузиазмом. А ученики уже не видят в своих глазах преподавателя-эксперта. Ведь эксперты нынче в интернете

-2

2. Современный учитель значительно более свободный человек.

Идеологию СССР учитель обязан был транслировать на уроках. Частые случаи, когда политрук либо иной человек в штатном приходили на занятия истории и географии, чтобы отследить линию партии. Современный же учитель лишен такого строго контроля. Хорошо это или плохо? Ответить должен каждый сам для себя.
К слову, в свой первый год работы в школе я провел лишь 3 открытых урока. Хоть и не напрашивался, но этого катастрофические мало...

Учитель XXI века внутренне более свободный человек.
Учитель XXI века внутренне более свободный человек.

3. Современный учитель все чаще ориентируется на свои показатели, а не на своих учеников.

В данном случае проблема кроется в усложнившейся системе оплаты труда педагогов. Чтобы современный учитель получал свою среднюю зарплату, ему необходимо не только взять большое количество классов, но так еще и давать результат.

Участие в различных конкурсах, олимпиадах, мероприятиях. В сложную систему поощрения классного руководителя входят и такие абсурдные показатели как доля учащихся в классе, питающихся в столовой, соблюдение единой формы (при ее отсутствии в школе), динамика в успеваемости класса по тем предметам, к которым ты не имеешь отношения как учитель предметник.

Естественно у прагматичного учителя возникнет желание эти цифры всеми возможными средствами скорректировать под себя. Совсем забывая о главной своей функции - учить.

Когда пытаешься понять логику формирования своей з/п. Кадр из фильма "Мальчишник в Вегасе".
Когда пытаешься понять логику формирования своей з/п. Кадр из фильма "Мальчишник в Вегасе".

4. Современный учитель лишен института наставничества, что очень сильно влияет на его адаптацию в школе.

Многие опытные учителя, когда их спрашиваешь о том, что кардинально изменилось для молодых педагогов за условные 30 лет, говорят об этом различии. В советской системе образования к новому специалисту прикреплялся целый штат коллег, которые помогали адаптироваться на рабочем месте. Посещали уроки молодого учителя, анализировали и давали советы. Распространённая ныне практика - обременять вчерашнего студента классным руководством - была неприемлема, пока тот не наберет "мясца".

Молодому учителю необходим наставник в школе.
Молодому учителю необходим наставник в школе.

5. Современный учитель ведет большее количество уроков в неделю.

Безусловно, этот критерий отражает общие тенденции нашего школьного образования - учеников все больше, учителей все меньше.

Согласно рейтингу Pearson об эффективности систем образования разных стран учитель в России проводит в среднем 24 урока в неделю. 40 лет назад это показатель равнялся 20 урокам. Поверьте мне, как практикующему учителю, 4 часа в нагрузке - это серьезная разница.

Для сравнения в европейских странах среднее количество уроков в неделю одного учителя 18-20.

Лично моя нагрузка на новый учебный год 34 урока

О каком качестве подготовки к урокам может идти речь?

Отечественный учитель перегружен. Данные Pearson
Отечественный учитель перегружен. Данные Pearson

6. Советский учитель был большим авторитетом для родителей.

За последние 40 лет сильно изменился взгляд на учителя со стороны общества и, в первую очередь, родителей.

В то время, если ты учитель, почти наверняка можно было сказать, что у тебя одно из лучших образований в городе/поселке/селе. В глазах родителей ты был беспрекословным авторитетом в вопросах обучения.

Сейчас же с доступностью высшего образования...с опошлением высшего образования, родители легко могут начать тебя учить в любой момент преподавательскому искусству...намеренно и бестактно.

Абсолютно жизненная ситуация.
Абсолютно жизненная ситуация.

Согласны ли вы с предложенными пунктами? Или я сгущаю краски? Пишите в комментариях.

Благодарю, что дочитали до конца! Если вам понравилась статья, ставьте палец вверх!

Буду рад вашей подписке =)

СССР
2461 интересуется