Приветствую тебя, Уважаемый читатель.
Идея этой заметки возникла у меня, когда наткнулся на комментарии к публикации в социальной сети. Где довольно агрессивно (в комментариях обычно так) сошлись люди с разными точками зрения о советском и современном образовании.
Разумеется, ссылку на этот пост я давать не буду. Забанят еще. Но поверьте, там кромешный АД.
Коротко отражу суть конфликта цитатами комментаторов, слегка исправив лексику.
"Советское образование лучшее, потому что тогда преподавали учителя - мастера своего дела, интеллигентные, справедливые"
"Советское образование было пропитано пропагандой, а современный учитель более свободный человек, который может дать детям большее. В школе не должны преподавать учителя пенсионного возраста"
Я решил изучить доступный материал в интернете, пообщался с опытными и молодыми коллегами. Пришел к следующим выводам об отличиях учителя советской школы от современной.
1. Увлеченность преподаваемой дисциплиной.
Советский учитель, будучи более скованным идеологией, максимально погружался в предмет, который вел в школе. Это проявлялось в умении и желании работать с разными источниками. Процесс саморазвития учителя вытекал в абсолютный авторитет перед школьниками в конкретной дисциплине. Сейчас же тяжело найти учителя, от которого веяло бы энтузиазмом. А ученики уже не видят в своих глазах преподавателя-эксперта. Ведь эксперты нынче в интернете
2. Современный учитель значительно более свободный человек.
Идеологию СССР учитель обязан был транслировать на уроках. Частые случаи, когда политрук либо иной человек в штатном приходили на занятия истории и географии, чтобы отследить линию партии. Современный же учитель лишен такого строго контроля. Хорошо это или плохо? Ответить должен каждый сам для себя.
К слову, в свой первый год работы в школе я провел лишь 3 открытых урока. Хоть и не напрашивался, но этого катастрофические мало...
3. Современный учитель все чаще ориентируется на свои показатели, а не на своих учеников.
В данном случае проблема кроется в усложнившейся системе оплаты труда педагогов. Чтобы современный учитель получал свою среднюю зарплату, ему необходимо не только взять большое количество классов, но так еще и давать результат.
Участие в различных конкурсах, олимпиадах, мероприятиях. В сложную систему поощрения классного руководителя входят и такие абсурдные показатели как доля учащихся в классе, питающихся в столовой, соблюдение единой формы (при ее отсутствии в школе), динамика в успеваемости класса по тем предметам, к которым ты не имеешь отношения как учитель предметник.
Естественно у прагматичного учителя возникнет желание эти цифры всеми возможными средствами скорректировать под себя. Совсем забывая о главной своей функции - учить.
4. Современный учитель лишен института наставничества, что очень сильно влияет на его адаптацию в школе.
Многие опытные учителя, когда их спрашиваешь о том, что кардинально изменилось для молодых педагогов за условные 30 лет, говорят об этом различии. В советской системе образования к новому специалисту прикреплялся целый штат коллег, которые помогали адаптироваться на рабочем месте. Посещали уроки молодого учителя, анализировали и давали советы. Распространённая ныне практика - обременять вчерашнего студента классным руководством - была неприемлема, пока тот не наберет "мясца".
5. Современный учитель ведет большее количество уроков в неделю.
Безусловно, этот критерий отражает общие тенденции нашего школьного образования - учеников все больше, учителей все меньше.
Согласно рейтингу Pearson об эффективности систем образования разных стран учитель в России проводит в среднем 24 урока в неделю. 40 лет назад это показатель равнялся 20 урокам. Поверьте мне, как практикующему учителю, 4 часа в нагрузке - это серьезная разница.
Для сравнения в европейских странах среднее количество уроков в неделю одного учителя 18-20.
Лично моя нагрузка на новый учебный год 34 урока
О каком качестве подготовки к урокам может идти речь?
6. Советский учитель был большим авторитетом для родителей.
За последние 40 лет сильно изменился взгляд на учителя со стороны общества и, в первую очередь, родителей.
В то время, если ты учитель, почти наверняка можно было сказать, что у тебя одно из лучших образований в городе/поселке/селе. В глазах родителей ты был беспрекословным авторитетом в вопросах обучения.
Сейчас же с доступностью высшего образования...с опошлением высшего образования, родители легко могут начать тебя учить в любой момент преподавательскому искусству...намеренно и бестактно.
Согласны ли вы с предложенными пунктами? Или я сгущаю краски? Пишите в комментариях.
Благодарю, что дочитали до конца! Если вам понравилась статья, ставьте палец вверх!
Буду рад вашей подписке =)