Так уж сложилось в последнее время, что многие ругают Российскую медицину. Часто можно прочитать или услышать о том, что врачи "не хотят работать", а в очередях к терапевту в поликлинике разговоры, мол: "всего один врач и большая очередь на прием". КТ или любую другую диагностическую процедуру так вообще иногда можно ждать месяцами.
Почему-то принято ругать за это именно лечащих докторов так же, как, например, ругают кассиров в магазине за неверно расставленные в торговом зале ценники. А ведь ни первые ни вторые (если задуматься) по факту не имеют к этому никакого отношения.
В этой статье я постараюсь показать, почему в нашем здравоохранении складывается такая ситуация, а также расскажу, что к этому привело. Лишь цифры статистики, немного истории проведения реформы системы здравоохранения и никаких выводов. Вопрос "как к этому относиться?", пожалуй, оставлю на Ваш суд - думаю, что так будет правильнее.
Что такое "оптимизация" и при чем тут она вообще
Итак, наша сегодняшняя история началась в далеком 2010 году, когда Татьяна Голикова (тогда - министр здравоохранения РФ, а ныне - вице-премьер правительства РФ, ответственная по вопросам реализации программ по демографии, здравоохранению, образованию и науке) предложила систему мер по снижению расходов на здравоохранение без снижения качества медицины. Звучит, казалось бы, достойно - платим меньше, а лечение такое же качественное.
Но, как говорится, "гладко было на бумаге, да забыли про овраги"
Проектом реформы подразумевалось закрытие "неэффективных" ЛПУ (больниц, фельдшерско-акушерских пунктов, кабинетов и т.д. по списку), с повышением зарплаты медработникам. Реформу одобрили и начали приводить в исполнение. Через 2 года, в 2012 году, Президентом Путиным были подписаны "майские указы", из которых следовало, что "врачам надо платить больше". Все бы хорошо, но на фоне этого ... начались сокращения штатов сотрудников.
По данным, приведенным Росстатом, в период с 13 по 19 гг. младшего медицинского персонала стало меньше в 2,5 раза (с 687 тыс. их число сократилось всего до 265 тыс. сотрудников), среднего медперсонала стало меньше на 10% (с 1,5 млн. до 1,3 млн. сотрудников), а количество врачей снизилось на 2,2% (с 578 тыс. до 565 тыс. человек).
Очень наглядны показатели по врачам-инфекционистам и эпидемиологам - первых стало меньше на 10%, число вторых сократилось в полтора раза. К слову, при этом показатели смертности от инфекционных заболеваний возросли на десятую долю процента.
Помимо сокращения численности персонала, также были закрыты "экономически нерентабельные" ЛПУ.
Казалось бы, если сокращается число "экономически" неэффективных больниц (путем их закрытия), то необходимо компенсировать "коечный фонд" путем расширения оставшихся больниц. Но "эксперимент" оказался "неудачным" и в этом.
"А что имеется по итогу?"
Почти 10 лет из каждого "утюга" можно было слышать "оптимизация то, оптимизация се.. качество медицины растет и проблем нет". В конце концов, в ноябре 2019 года власти пришли к выводу о том, что программа ... провалилась. Было принято решение разработать новую программу, которая будет рассчитана на 4 года и устранит "ошибки прошлого" - новый нацпроект "Здравоохранение" будет действовать до 2024 года и имеет ряд целей и задач:
Иронично, что ответственными за реализацию данного проекта стали те же люди, которые стояли у истоков программы "оптимизации".
Новым проектом предусмотрен целый список целевых показателей, призванных улучшить ситуацию. Насколько она изменится и в какую сторону произойдет изменение - будем посмотреть. Однако есть сомнение в том, что за отведенные 4 года ситуацию можно вернуть к отправной точке.
Спасибо, что дочитали материал до конца! Надеюсь, что представленные в данной статье цифры были Вам интересны и Вы сложите свое мнение о ситуации, которое я бы с удовольствием прочитал в комментариях!:)
При проявлении симптомов какого-либо заболевания - обратитесь за консультацией к врачу!