Всем привет!
Эта статья содержит мое личное мнение. Я редко обсуждаю современные события в своих статьях, но тема такая болезненная, что мимо пройти очень сложно.
Люди, наделенные талантом гения, традиционно вызывают неподдельный интерес у окружающих.
Гениальность (от лат. genius — дух) — удивительная, восхищающая окружающих способность человека творить, рождать новые идеи, находить верные решения.
Гениев могут любить, ими могут восхищаться, им могут завидовать и ненавидеть, но к ним никто не остаётся равнодушным. Они вольно или невольно оказываются в центре внимания.
Особенно большое внимание привлекают дети-гении. Так было во времена Моцарта, ничего не изменилось и в наши дни.
В настоящее время всеобщее внимание получила девочка-вундеркинд Алиса Теплякова. В свои девять лет она уже успела освоить всю школьную программу, сдать ЕГЭ и даже поступить в МГУ на факультет психологии.
Все это однозначно вызывает удивление и восхищение. Такие гении рождаются не часто.
Маленькая девочка – гений это особенно умилительно. Да и вся семья в целом очень талантлива и необычна.
Семья Тепляковых — это мама Наталья, папа Евгений и семеро детей-погодок: Алиса, Лейя, Хеймдалль, Терра, Айлунг, Фейлунг и Тесей.
Хеймдалль, в 7 лет сдал ОГЭ за 9-й класс, а пятилетняя Лейя окончила 4-й класс, она самая юная школьница России.
Терре всего четыре, но она уже собирается в школу, а Айлунг в свои 2 года учится читать по слогам.
Мать семейства - Наталья в свои 36 лет имеет два высших образования (мехмат МГУ и магистратура Финансового университета при правительстве РФ). Так же получил две «корочки»: диплом психфака МГУ и факультет вычислительной математики и кибернетики МГУ. А так же обладает ученой степенью в области молекулярной биологии и массы спортивных разрядов.
Дружная любящая большая семья состоящая сплошь из одаренных людей.
Красивая картинка. Даже великолепная.
Пора нам всем радоваться за успехи талантливой девочки и ее счастливую семью. Но что-то не получается. Потому что дьявол, который кроется в деталях, усиленно просится наружу.
Давайте рассмотрим детали более пристально.
Первое, что бросается в глаза – это болезненное состояние самой Алисы. У ребенка присутствует нейрогенный кашель и синдром навязчивых движений – это видно даже на хорошо отрепетированных интервью. Разумеется, диагнозы не ставят на основании видеозаписи, но ЗАПОДОЗРИТЬ наличие неврологических проблем можно.
Так же Алиса заметно не социализирована. Причем она не социализирована настолько, что неспособна не только поддерживать беседу, но даже и смотреть на человека, с которым разговаривает в данный момент.
В процессе просмотра интервью, невольно напрашиваются мысли о несоответствии психологического развития ребенка возрастной норме. Только не в сторону опережения, а в сторону отставания. По манере поведения и уровню развития речи- это ребенок пяти-шести лет, а никак не девяти.
По словам отца Алисы: «она не очень понимает, что происходит».
Фраза была сказана в контексте: она не понимает, что происходит съемка. Но в девять лет, дети вполне способны осознать столь очевидные вещи.
Так же создается впечатление, что девочка не всегда понимает смысл вопросов, которые ей задают ведущие и не всегда может ответить даже на самые простые из них.
Алиса – старательная девочка и большая умничка, способная заучивать большие объемы информации и она много добилась. Она помнит много, но при этом, в механическом накапливании информации нет настоящих знаний, так как нет понимания смысла информации.
Про литературу: «Авторов (ударение на последнем слоге) не смотрю, не запоминаю» - как и сюжет книг. «Читаю информатику», «читаю математику» - про изучение предметов.
При всей гениальности, девочка не смогла даже написать верно «свою любимую формулу», не говоря уж о том, что даже не попыталась ее объяснить. (Вместо формулы квадрата синуса, написала формулу синуса двойного угла). И это при ответе за заранее известный вопрос и после длительных тренировок.
По сути, она просто запоминает информацию, как биологическая флешка, но не понимает многое из того, что ей довелось запомнить. О этом же говорят результаты ее ЕГЭ: 39 -математика, 44 -биология, 67 -русский язык. Это не просто средне, а откровенно плохо. На гениальность явно не тянет. Сверх способностей нет.
Девочка умна и обладает хорошей памятью. Но она не гениальна. В ней нет той «Божьей искры», которая была у Пушкина, Лобачевского, Айвазовского, Серова, Ломоносова или Нижинского.
Сверх способностей, настоящей гениальности у Алисы нет.
А талант, прямо сейчас уничтожает отец ,своей гонкой за дипломами и аттестатами. Психика хрупка, ее нельзя перегружать непосильной нагрузкой. Это просто опасно.
Второе – житейское.
Вся дружная семья из девяти человек обитает в тридцати квадратных метрах – условия мягко говоря, стеснённые. А рацион очевидно скудный.
По словам самого многодетного отца – Евгения Теплякова, огромная семья живет на 20 000 рублей в месяц.
При этом, оба родителя не работают, в общепринятом смысле слова. Мать находится в постоянном декрете, а отцу удалось оформить домашний детский сад и получить деньги от государства таким путем.
А свой «детский» эксперимент отец начал после того, как провалил защиту кандидатской диссертации по молекулярной биологии, которую он пытался осуществить в Китае.
Третье – логическое.
По теории вероятности - слишком много гениев на одну семью. Гений – это «штучный товар», гении не рождаются «на потоке».
В семье Ломоносовых был один гений, в семье Пушкиных, как и в семье Лобачевских - тоже один. Никто из братьев и сестер гениев не обладали столь же заметной искрой. А тут каждый из деток- вундеркинд.
Значит, речь идет не о таланте и не о натаскивании на результат.
Вопрос: зачем тогда этот результат нужен?
Предположения самые нехорошие.
Любому маленькому гению, пристальное внимание общественности гарантировано. Более того, внимание, признание и восхищение льются рекой.
Поток этого внимания затрагивает и «лиц приближенных» к маленьким гениям – их родителей или опекунов.
Быть причастным к успеху приятно, это тешит самолюбие. А монетизировать этот успех еще приятнее.
Поэтому , тщеславные родители, не имея собственных талантов, правдами и неправдами пытаются превратить своих детей в гениев, чтобы урвать свой кусок славы и денег.
Вот только реализация родительских амбиций всегда идет через насилие, через травмированную детскую психику, через загубленную детскую жизнь.
Натаскивание ребенка до уровня вундеркинда всегда опасно для детской психики.
А что Вы думаете по этому поводу?