Найти тему

Музей УАЗа: история от ЗИСа до Патриота на территории закрытого завода

Оглавление

Ульяновск — это не только родина советского вождя Владимира Ленина, но и родина Ульяновского автомобильного завода (УАЗ), с конвейера которого уже 80 лет сходят новые автомобили, известные во всем мире. Сегодня мы отправимся в музей УАЗа, чтобы познакомиться с уникальной коллекцией, рассказывающей об истории завода.

Поиск центральной проходной

Завод расположился на территории города, всего в 10 минутах езды от его центра. Я приехал сюда в рабочий день, и найти парковку оказалось настоящим испытанием. Первым делом отправляюсь к старому зданию центральной проходной с красивой вывеской «Автозавод».

По всей видимости, это строение уже не принадлежит заводу — его оградили забором, но даже стоя за ним, чувствуешь дух прошлого.

-2

Рядом — КПП для служебных автомобилей, и перед въездом на постаменте установлен знаменитый УАЗ-469.

-3

Теперь, чтобы попасть к центральной проходной, нужно спуститься в подземный переход. Здесь меня встречает табличка «Центральный вход».

-4

Подземный переход — довольно атмосферное место. Если бы здесь добавили немного стрит-арта на автомобильную тематику, это место стало бы популярным среди туристов.

-5

Длинный коридор выводит к самой центральной проходной завода, известной среди сотрудников как «вертушка».

Дальше без специального пропуска не пройти — это и есть главная сложность посещения музея УАЗа.

-6
-7

Здание музея

После 10 минут прогулки по территории завода мы подходим к небольшому зеленому ангару. Это и есть музей УАЗа.

Если бы не табличка у входа, можно было бы подумать, что это какой-то секретный военный объект.

-8

Как музей оказался на территории заводе?

Наверное, вам интересно, почему музей находится на территории завода? На самом деле, нынешний ангар когда-то был обычным рабочим цехом, где конструкторы демонстрировали госделегациям модельный ряд и прототипы.

В начале 2000-х годов на УАЗе приняли решение активно вовлекать школьников и студентов в производственные процессы завода. Так появились экскурсии на завод с посещением музея. Если бы не его местоположение, музей давно открыл бы двери для всех желающих.

-9

Зал музея

Двери ангара открываются, и перед нами предстает уютный зал с автомобилями. Несмотря на свою компактность, музей грамотно разделен на несколько тематических зон.

Самая интересная часть музея — автомобильная, с которой мы и начнем.

-10
-11

ЗИС-5В – первый автомобиль

История УАЗа начинается в 1941 году. Во время Великой Отечественной войны, когда немцы вплотную подошли к Москве, советское правительство приняло решение об эвакуации Завода имени Сталина в 4 различных города. Одним из этих городов стал Ульяновск, куда перевезли цех сборки военного автомобиля ЗИС-5В.

В музее представлен восстановленный образец этого автомобиля, собранный конструкторами УАЗа к 45-летнему юбилею завода. ЗИС-5 находится в отличном состоянии и ежегодно принимает участие в парадах Победы.

-12
-13

ЗИС-5 выпускался в Ульяновске с 1942 по 1944 год. За это время было выпущено порядка 7000 автомобилей. Военные шоферы даже дали автомобилю прозвище «Захар Иваныч».

В 1944 году сборку ЗИС-5 перенесли в Миасс, а Ульяновск на некоторое время прекратил производство автомобилей.

-14

Горьковская эпоха и ГАЗ-АА

ЗИС-5 собирался не на месте нынешнего Ульяновского завода, а в нескольких километрах отсюда, на территории современного Моторного завода в Железнодорожном районе.

Ульяновский завод был создан в конце 1940-х под именем УльЗИС. Первым крупным проектом стал полуторатонный грузовик ГАЗ-АА, сборка которого началась в 1947 году.

-15
-16

УАЗ-69

В 1950-х на заводе начали собирать автомобили ГАЗ-69 и ГАЗ-69А. На их капотах начали наносить надпись «УАЗ», так как у завода еще не было собственного логотипа.

В это время завод начал разрабатывать собственные конструкции, а уже в 1954 году был создан отдел главного конструктора.

-17
-18

Курьез в Индонезии

УАЗ-69 завоевал популярность не только в СССР, но и за рубежом. В 1956 году УАЗ начал экспортировать автомобили, и первым рынком стал Индонезия.

Однако при первой ночевке на всех машинах были спущены шины — термиты прогрызли резину! Это заставило конструкторов изменить состав резины, после чего экспорт УАЗов продолжился, и к 1959 году автомобили завода поставлялись в 22 страны.

-19
-20

УАЗ-450 – первая "Буханка"

Одним из самых известных автомобилей, произведенных в Ульяновске, стала «Буханка» — УАЗ-450. В 1950-х годах возник дефицит легких развозных автомобилей, и правительство поручило УАЗу разработать подходящую модель. УАЗ-450 был легким, простым в обслуживании автомобилем с большим числом модификаций.

Микроавтобус не только помог в сельскохозяйственной и медицинской сферах, но и использовался военными для вывоза раненных с поля боя.

-21

На УАЗ-450 впервые появилась эмблема завода, что дало начало визуальной идентичности УАЗа, которая сохраняется до сих пор.

-22

Злые языки скажут, что от современная "Буханка" мало чем отличается от версии 1961 года. Но отличий довольно много: по соседству с водителем раньше располагался силовой агрегат.

-23

На правом боку отсутствует входная дверь в заднюю часть

-24

Запасное колесо прячется в боковой части автомобиля

-25

УАЗ-469 и роль Брежнева

После войны Советская армия нуждалась в небольших полноприводных внедорожниках для командиров, и так был разработан УАЗ-469 ("Хантер"). Однако проект долго не мог выйти на серийное производство из-за бюрократических проблем.

-26

В 1961 году стартовало серийное производство "Буханок", а прогнозы по "Хантеру" выглядели туманными. Пока вначале 1970-х УАЗ-469 не привезли на дачу для тест-драйва генсеку Брежневу.

Брежневу обрисовали бюрократические проблемы, и он лично провел тест-драйв автомобиля. После чего Леонид Ильич вышел и сказал всего два слова: "Автомобилю быть".

Получив одобрение, дело сдвинулось с мертвой точки после долгого застоя в 1972 году на смену УАЗу-69 пришел долгожданный УАЗ-469. Этот автомобиль ежегодно закупался Министерством обороны вплоть до 2011 года.

-27

УАЗ-3907 "Ягуар"

В 1970-х годах Советская армия объявила тендер среди отечественных автопроизводителей на разработку автомобиля-амфибии. Победителем стал УАЗ, который на базе модели УАЗ-469 представил амфибию под названием УАЗ-3907 "Ягуар".

"Ягуар" производился для нужд вооружённых сил с 1976 по 1990 год, и лишь распад Советского Союза остановил выпуск этого уникального автомобиля.

-28

Сразу бросаются в глаза многочисленные уникальные элементы, характерные для амфибий.

-29

Загерметизированное днище и гребные винты

-30

Рычаги на дверях, которые обеспечивают герметичность кузова.

-31

Кроме того, "Ягуар" смог пройти своим ходом по Волге, преодолев маршрут от Ульяновска до Астрахани. Представленный в музее экземпляр находится в рабочем состоянии и готов отправиться в новое водное путешествие в любой момент.

-32
-33

УАЗ-3172 – русский Ленд Ровер

В конце 1980-х годов Министерство обороны поручило разработать замену устаревшему УАЗу-469.

В 1992 году в Ульяновске были собраны опытные образцы УАЗа-3171, который внешне напоминал брутальный британский Ленд Ровер. Однако долгожданная замена так и не состоялась: распад СССР и экономический кризис лишили армию необходимых средств для закупки нового автомобиля. В итоге УАЗ-3171 так и не пошёл в серийное производство, и "русский Ленд Ровер" остался на бумаге.

В музее можно увидеть два опытных образца этого автомобиля, включая военную версию с шноркелем для преодоления водных преград глубиной до одного метра.

-34
-35

Гражданская версия выполнена в ярком голубом цвете. Думаю, этот автомобиль идеально вписался бы в городскую атмосферу 1990-х годов.

-36

Внутри УАЗ-3172 можно заметить множество деталей, схожих с теми, что использовались в автомобилях ВАЗ, что придаёт ему знакомый и уютный интерьер.

-37
-38

УАЗ-3153 – удлиненный "Хантер"

В сложные 1990-е годы УАЗ продолжал разрабатывать новые модификации своих автомобилей. Одной из интересных новинок стала модель УАЗ-3153 — удлинённая версия "Хантера".

Этот автомобиль привлёк внимание военных, и с 1996 по 2010 год он активно использовался для нужд высокопоставленных чиновников.

-39
-40

УАЗ-3159 "Барс"

Рядом можно увидеть УАЗ-3159 "Барс" — не только удлинённую, но и расширенную версию.

Широкая колея этого автомобиля была специально разработана для того, чтобы он мог эффективно следовать в колонне за военными грузовиками, обеспечивая стабильность и проходимость даже в самых сложных условиях.

-41
-42

Грузопассажирские УАЗы

В Советском Союзе покупка ульяновских автомобилей для частных лиц была невозможна — все машины предназначались исключительно для государственных нужд.

Однако после распада СССР госзаказы практически прекратились, и УАЗу пришлось искать новые пути для выживания. В результате на базе военных моделей были разработаны гражданские версии грузопассажирских автомобилей, что позволило заводу выйти на рынок и удовлетворить растущий спрос на такие машины.

-43
-44

УАЗ-452

В 1965 году была обновлена первая "Буханка", получившая индекс УАЗ-452. Экскурсовод рассказал интересную историю, связанную с санитарной версией "Буханки", выполненной в специальной "северной комплектации".

Первая партия санитарных "Буханок", прошедшая утепленную подготовку, была отправлена в Якутию для работы в службе скорой помощи. В один из первых дней эксплуатации поступил вызов: нужно было перевезти беременную женщину из удаленного села в районный центр. На улице свирепствовала метель, условия были ужасными, но выбора не было. В результате роды пришлось принимать прямо в автомобиле, посреди зимней бури.

Новоиспеченная мама, настолько благодарная машине за то, что она спасла жизнь ей и её ребенку в таких экстремальных условиях, назвала дочь "Ульяной" — в честь города Ульяновска, где производят эти надежные автомобили.

-45

УАЗ-3160 "Симбир" — рестайлинг "Хантера"

Еще одну попытку заменить старый "Хантер" предприняли в 1990-х годах. Совместно с АВТОВАЗом был разработан новый автомобиль УАЗ-3160 "Симбир". Модель попытались сделать в едином дизайне с автомобилями LADA десятого семейства, что должно было подчеркнуть современность и универсальность машины.

УАЗ-3160 начал серийный выпуск в 1996 году, но из-за проблем с устойчивостью на дороге производство было прекращено в 2004 году.

-46

Внутри автомобиля можно было найти множество деталей от "ВАЗовских" моделей, а также характерный для автомобилей LADA запах — все это создавало ощущение единства с брендом и стилем.

-47

УАЗ-3162 "Симбир" с сердцем Тойоты

Чтобы решить проблему с устойчивостью УАЗ-3160, было принято решение удлинить колесную базу, в результате чего в 2002 году появился УАЗ-3162. Этот автомобиль выпускался до 2005 года.

-48

В музее можно увидеть уникальный экспонат — УАЗ-3162, оснащенный двигателем и автоматической трансмиссией от Toyota. Несмотря на перспективность этой комплектации, автомобиль с таким силовым агрегатом в серийное производство так и не пошел.

-49
-50

Интересный момент: несмотря на технические изменения, в замке зажигания все тот же знакомый "вазовский" ключ.

-51

УАЗ-3165 "Симба" – рестайлинг "Буханки"

На платформу УАЗ-3160 возлагались большие надежды: она должна была заменить устаревшие "Хантеры" и "Буханки". Одним из амбициозных проектов стал минивэн УАЗ-3165 "Симба", который должен был стать преемником "Буханки". Однако экономический кризис 1998 года, низкий спрос на минивэны в России и проблемы с устойчивостью УАЗ-3160 привели к закрытию проекта. В результате серийное производство "Буханки" было возобновлено, и эта модель продолжает выпускаться и по сей день.

Всего было собрано три опытных образца УАЗ-3165, все они представлены в музее.

-52
-53
-54

УАЗ-2760 – грузопассажирский автомобиль

-55

УАЗ-27722 – санитарный автомобиль

-56

УАЗ "Хантер"

Понимая, что "Симба" не может полноценно заменить УАЗ-469, было принято решение обновить старый добрый "Хантер". Вместо цифрового индекса ему дали полноценное имя – "Hunter", что в переводе с английского означает "охотник". Этот шаг был логичным, ведь, как показал пример с "Буханкой", гораздо лучше сразу дать автомобилю запоминающееся имя, чем ждать народного, которое не всегда может быть приятным или подходящим.

Таким образом, УАЗ "Хантер" стал символом продолжения легенды и обновления классической модели, оставаясь востребованным на протяжении многих лет.

-57

В музее хранится первый экземпляр "Хантера", который сошел с конвейера.

-58

УАЗ "Хантер" (Юбилейная серия)

В 2017 году была выпущена лимитированная серия "Хантера" в честь юбилея завода. Внешний вид автомобиля напоминает его военное прошлое, когда с конвейера сходил УАЗ-469 в традиционном армейском исполнении — темно-зеленом цвете.

Ретро-стиль подчеркнут белой крышей и белыми дисками колес.
Символично, что было выпущено ровно 469 таких автомобилей, что отсылает к индексу первой версии "Хантера" — УАЗ-469.

-59
-60

Армейский внедорожник УАЗ-296601

В 2010 году Министерство обороны России объявило тендер на поставку армейских внедорожников. В ответ на запрос УАЗ разработал модель УАЗ-296601 — армейский внедорожник, рассчитанный на перевозку до 10 человек.

Однако, несмотря на все усилия, Министерство выбрало в итоге внедорожник "ТИГР" производства Нижнего Новгорода, и УАЗ-296601 остался в единственном экземпляре, который сегодня можно увидеть в музее.

-61
-62

На смену "Симбиру" пришел УАЗ "Патриот". Несмотря на то, что при разработке "Патриота" в качестве основы использовалась модель УАЗ-3162, родственные черты между ними заметны лишь слабо.

В музее собрано множество модификаций, посвященных "Патриоту", и это, пожалуй, одна из самых обширных коллекций. Ниже я расскажу о самых интересных экспонатах.

-63

Концепт УАЗ "Патриота" 2008 года

На Московском автосалоне 2008 года был представлен концепт УАЗ "Патриот", который должен был выйти в серийное производство в 2009 году.

На первый взгляд он кажется обычным стандартным "Патриотом", но на самом деле в нем скрывается несколько интересных отличий.

-64
-65

Самое заметное изменение – это задняя часть автомобиля. Здесь практически ничего не осталось от стандартной модели. Задняя дверь теперь открывается в "правильную" левую сторону, а форма кузова стала более скругленной.

К тому же, задняя оптика заметно увеличена, что придает автомобилю более современный и динамичный вид. Кто-то наверняка хотел бы увидеть такую версию "Патриота" в серийном производстве, но, как это часто бывает, не все идеи дизайнеров одобряются конструкторами и проходят в серию.

-66

Гибридный УАЗ "Патриот"

Кроме того, был представлен и гибридный вариант "Патриота". Эта модель была ориентирована на тех, кто беспокоится о расходе топлива. В гибридной версии водитель может выбирать, на чем ему ехать — на электричестве или бензине. На полностью заряженной батарее и полном баке бензина "Патриот" способен проехать до 750 километров. А если батарея разряжается, она начинает подзаряжаться от работы бензинового двигателя, обеспечивая дополнительный запас хода.

-67
-68

Как работает гибридная система подзарядки, можно увидеть на специально подготовленном рентгене "Патриота".

-69
-70

УАЗ "Патриот" (Спорт)

Для привлечения молодежной аудитории был разработан спортивный вариант "Патриота" под названием "Спорт". Эта модификация отличалась от стандартной версии уменьшенными габаритами — она была немного короче.

Однако на рынке модель не получила ожидаемого отклика, и проект вскоре был заброшен.

-71

УАЗ "Патриот" (Пикап)

Редкий экземпляр двухместной версии пикапа, который в своё время выпускался в ограниченном количестве.

-72

В отличие от современных моделей, которые оснащаются бортовой платформой, этот "Патриот" имеет цельный закрытый кузов. Такой вариант встречается крайне редко, и мне лично он никогда не попадался раньше.

-73

УАЗ "Патриот" (Экспедиция)

Экспозиция завершается ярким оранжевым "Патриотом" в специальной версии под названием "Экспедиция". Эта модель выделяется не только своим ярким цветом, но и множеством аксессуаров, которые делают автомобиль готовым к самым сложным условиям.

Этот оранжевый "Патриот" прошел через большую экспедицию, исследуя труднодоступные уголки России, что подчеркивает его выносливость и универсальность.

-74

Производство автомобилей

Во второй части музея посетители могут ознакомиться с полным циклом производства автомобилей УАЗ. В Ульяновске, на сегодняшний день, собираются "Патриоты", "Хантеры" и "Буханки".

Для меня стало настоящим открытием, что даже старые "Хантер" и "Буханка" продолжают собирать с применением современных роботизированных технологий, наряду с более новыми моделями, такими как "Патриот".

-75
-76

Подарки музею

В кофе-зоне хранится коллекция подарков УАЗу за все время.

-77
-78

Интересные подарки от других отечественных заводов, таких как ГАЗ, ВАЗ, ЗИЛ, КАМАЗ и других, наглядно демонстрируют, как раньше заводы-гиганты поддерживали дружеские связи и сотрудничество. В ту эпоху они не забывали о праздниках и зачастую обменивались подарками.

Однако с распадом СССР такие традиции исчезли. Сегодня, увы, мы уже не видим новых подарков, а само сотрудничество между предприятиями стало значительно реже.

-79
-80

За возможность посетить музей хочу сказать большое спасибо - Ульяновскому автомобильному заводу!