В конце 70-х годов в СССР сложно было найти человека, который не знал бы литовскую певицу Бируте Петриките. Невероятную популярность ей принесли песни «Желтоглазая ночь» и «Музыка любви», которые звучали из каждого окна. На пике популярности Бируте оставила большую сцену, но потом так же неожиданно вернулась на нее. О поклонниках, которые вместо цветов одаривают шашлыком, лучших качествах белорусов и своем отказе поработать с группой «Земляне» она рассказала в эксклюзивном интервью газете «7 дней».
– Бируте, в прошлом году вы были членом жюри Международного детского музыкального конкурса «Витебск 2020», в этом выступили на открытии «Славянского базара». Как вам фестиваль?
– Очень люблю «Славянский базар» и с удовольствием участвую в нем, потому что у вас замечательная публика. В Беларуси ощущаю себя как дома. А еще я приезжаю в Витебск поделиться опытом, потому что много лет организовываю Международный фестиваль эстрадной песни «Палагна» и детский фестиваль «Чистое взморье».
– Жители Витебска узнавали вас на улице?
– На следующий день после выступления в Летнем амфитеатре мы с мужем Игорем гуляли по набережной вдоль Западной Двины и решили зайти в кафе. Супруг стал в очередь, а я отправилась на поиски свободного столика. Вдруг незнакомая женщина, спросив мое имя, сказала: «Так вы та самая Бируте Петриките? Вчера в Амфитеатре я голос сорвала, когда подпевала «Желтоглазую ночь». Спасибо вам». А затем угостила нас шашлыком. Естественно, такие моменты любому исполнителю очень приятны, когда понимаешь, что еще нужен людям и приносишь радость своим творчеством. Это самое большое счастье для артиста.
– Песня Алексея Мажукова «Желтоглазая ночь», после того как вы исполнили ее на конкурсе в Ялте, стала хитом. Как композиция досталась вам?
– Редактор музыкальных программ на московском телевидении Наташа Грешищева предложила спеть эту песню дуэтом с популярным тогда эстонским певцом Тынисом Мяги. Но после первой нашей репетиции она решила, что лучше мне сделать это одной. С композитором Алексеем Мажуковым в его домашней студии работали около 6 часов. Позже мы с Наташей Грешищевой поехали в Эстонию, чтобы на фоне красивых скал записать эту песню для телевидения. Мажуков многим исполнителям дарил «Желтоглазую ночь», но зрителю она понравилась больше всего в моем исполнении, поэтому и стала визитной карточкой.
– Бируте, многим поклонникам интересно, как сложилась ваша творческая жизнь после Всесоюзного песенного конкурса «Крымские зори».
– В Москве у меня спрашивали: «Ты хочешь стать такой, как София Ротару?». Странно было бы ответить, что не хочу, но мне назвали ряд условий, которые должна выполнить. У меня не было поддержки, и я растерялась. Видя это, мне предложили вернуться в Литву, подумать о будущем и дать ответ. Через две недели, когда режиссер Театра эстрады спросила о моем решении, я ответила, что в Москву не перееду. В каком-то смысле было глупо отказываться от такого предложения, но кто меня там ждал? Я понимала, что с моим репертуаром не соберу большие залы, а буду выступать лишь в сборных концертах. Меня приглашали в свой коллектив «Земляне», но я подумала: «А что я буду петь на стадионах – «Желтоглазую ночь»?». Хотя, возможно, они что-то видели во мне и продумали бы мой репертуар. В Литве же были мои близкие, друзья, я занималась любимым делом, пела что хотела, меня ценила своя публика.
– Почему вы оставили сцену?
– Когда распался Советский Союз, а Литва стала самостоятельным государством, наступило время, когда никто никому не был нужен. Каждый выживал как мог. Не была исключением и я. Но к концу 90-х все стало налаживаться. В 1997-м мы с дочерью Анжеликой и братом Роландасом основали музыкальный проект «A + B + R Petrikas». У нас много прекрасных дуэтов. В отличие от России или Беларуси, в Литве нет званий «заслуженная артистка» и «народная артистка». Но телеведущий, продюсер, создатель нескольких интересных программ на литовском телевидении Арунас Волинскас прозвал меня «Примадонна Литвы», и с его легкой руки это звание закрепилось за мной. Накануне юбилея я у него спросила, подтвердит ли он свои слова со сцены, и услышала «forever» (навсегда).
– Как вам удается оставаться в прекрасной форме?
– Не старею, потому что у меня много работы, я постоянно в движении. Помимо творчества, подготовки Международного фестиваля эстрадной песни «Палагна», 15 раз провела детский фестиваль «Чистое взморье». Занимаюсь и туристическим бизнесом. В Паланге в живописном месте на берегу Балтики у нас есть гостевой дом, мы всегда рады отдыхающим. Много времени провожу на природе, у моря. Так как очень люблю готовить, в Паланге мы еще и открыли ресторан. Когда отвлекаюсь от творчества, прихожу на кухню и дарю людям свое тепло, сердце и душу через блюда собственного приготовления. А главный мой жизненный принцип ? быть добрым к окружающим и любить их.
– Правда ли, что в нашей стране живут ваши родственники?
– Меня действительно с Беларусью связывают родственные связи. Мой муж Игорь родился в городе Сенно Витебской области. Там у него живет сестра, а двоюродный брат – в Могилеве. Во время «Славянского базара» белорусские родственники приезжали в Витебск, и мы хорошо пообщались. Благодарна судьбе, что встретила Игоря. Он был капитаном парохода «Каунас», на котором я плавала. Мы сразу обратили внимание друг на друга. Вскоре между нами возникла любовь, и вот мы уже более 20 лет вместе. Игорь во всем меня поддерживает и помогает, потому что у него лучшие качества белоруса.
После окончания консерватории Бируте Петриките пригласили стать солисткой ВИА «Нерия». И уже через год она победила в престижном конкурсе «Башни Вильнюса». Затем были успешные выступления на фестивалях «С песней по жизни», «Литовский янтарь» и «Крымские зори» в Ялте. Бируте Петриките стала финалисткой фестиваля «Песня-79». К Олимпиаде-80 она приняла участие в съемках музыкального фильма «Звезды Олимпийской регаты», а затем ее тепло встречали зрители в «Песне года-81».
Артур МЕХТИЕВ