… или как открыть новый мир внутри себя.
(статья со спойлерами для тех кто посмотрел)
Фильм «Главный Герой» совсем свежий, яркая обертка и харизма Райана Рейнольдса быстро привлекла аудиторию. Для себя я посчитал фильм по-настоящему достойным просмотра и осмысления. «Главный Герой» оказался достаточно глубоким, учитывая простой сюжет и антураж компьютерных игр. И как в детской сказке за простой оболочкой оказалось много интересных и мудрых мыслей. По сути в фильме есть целых три серьёзных проблематики.
«Желаю не хорошего дня… а замечательного!»
Первая самая очевидная и, казалось бы, избитая - о человеке, живущем в дне сурка, который открывает для себя, что можно жить совсем иначе. Причем эта сюжетная линия не замыкается на одном главном герое, по ходу истории к выходу из зацикленного существования оказываются способны все окружающие героя персонажи, по обе стороны виртуальной реальности.
«Кто бы мог подумать, что людям будет интереснее не убивать персонажей, а наблюдать за ними»
Вторая проблематика охватывает более глобальную проблему, очерченную в рамках индустрии компьютерных игр. В ней иллюстрируется жадность большого бизнеса, который готов на любые жертвы ради сохранения статуса-кво. Неуёмный аппетит руководителя крупной компании не считается с потребностями пользователей, он хочет больше и больше, используя одну и ту же концепцию успешной игры и бесконечных сиквелов. То есть развитие индустрии не ставится целью, ставится целью бесконечное извлечение прибылей. Помимо этого, индустрия ещё и стопорит развитие пользователей. Очень наивно и забавно показано, как любители стрельбы и разрушений оказываются очарованы тем, что кто-то из них ведёт игру совсем по другим правилам. И этот момент снова отсылает нас к первой концепции о выходе и зацикленного круга.
Потенциал компьютерных игр неожиданно оказывается не таким однозначным, когда в конце искусственный развивающийся интеллект создаёт свою утопию в виртуальном пространстве, отказавшись от всех костылей реальности. В мире, созданном искусственным разумом нет банков, особое внимание уделено внедрению природы в городскую среду, и даже представлено биологическое разнообразие в виде тех же динозавров.
«Я - лишь признание в любви, но ведь кто-то же меня создал».
Третья концепция достаточно проста с одной стороны, но и сложна с другой. Героиня фильма влюбляется в виртуального персонажа. И любовь её формируется на том, что персонаж хорошо её знает, ценит и находит невероятной. Оказывается, что вся история с влюблённым главным героем — это длительный шаг в преодолении застенчивости двух друзей, не готовых признать их близость. И этот шаг в их отношениях выводит, как целую систему из зацикленного круга, так и их самих.
Вообще поразительно, какого здорового в психическом плане персонажа нам представил этот фильм. Герой всё схватывает на лету, относительно легко переживает экзистенциальный кризис и быстро расставляет приоритеты. Он внимателен и к своим потребностям, и с пониманием относится к потребностям «богов» - программистов, создавших его. Лучший друг, оказывается по-настоящему поддерживающим товарищем, а не клишированный киношный непонимашка, которого надо в чём-то долго переубеждать и который не способен на поступок, как главный герой.
Вообще фильм легко преодолевает знакомую по другим фильмам проблематику. Поэтому здесь нет уже обозначенной однажды невозможности любви виртуального разума и реального (фильм «Она»), нет излишнего эгоизма в использовании своего нового понимания реальности («День Сурка»).
Фильм действительно шагнул дальше, затронув в шутливой и почти детской манере глубинные проблемы, которые актуальны для всех людей и для каждого в отдельности.