Найти тему

«Слышь ты, музыкантишка!»: как публика реагирует на выступления уличных музыкантов

Поинтересовались у уличных артистов, сколько они зарабатывают и как на выступления реагирует публика.

То яблочко положат, то рыбку сушеную

Алина начала петь в 2018 году в Пинске на пешеходной улице. Сейчас там часто выступают музыканты, по выходным проводят «Открытые микрофоны».

-2

– В каком-то смысле я со своими друзьями и основала эту традицию. Мы просто решили выйти петь на пешеходную улицу, тогда там еще музыканты не выступали, – вспоминает девушка. – Поставили чехол и исполняли гитарную классику: «Батарейку» группы «Жуки», «Вахтерам» – «Бумбокс», «Половинку» – «Танцы Минус».

В Пинске в то время уличные музыканты зарабатывали за пару часов около 20 рублей на каждого, иногда и по 30. Такие довольно высокие «гонорары» Алина объясняет просто:

– Люди у нас в городе к уличным выступлениям тогда еще не привыкли. Это же не Минск, где музыканты чуть ли не в каждом переходе. Возможно, поэтому можно было зарабатывать много.

Когда девушка поступила учиться на факультет журналистики БГУ в Минск, решила вернуться к своим «концертам». Говорит, причина не только в деньгах.

– Это еще и мое любимое дело. Даже если бы ничего не получалось заработать, мне кажется, я бы все равно ходила петь, просто не так часто.

С соседкой по общежитию Катей они за каждое двухчасовое выступление в подземных переходах зарабатывали по 30-40 руб. Девушки сделали интересный вывод: гонорары не зависят от того, насколько хорошо ты поешь!

– Мои друзья на улице заработали в разы меньше нас, хотя парни очень хорошо поют. Возможно, нам бросали больше потому, что мы девочки, – предполагает Алина.

Возможно, она скромничает. Недаром ведь в Пинске у Алины появился фанат.

– «Саня 6.0» – так он называл себя. Наверное потому, что ему было 60 лет. Он всегда ходил в джинсовом костюмчике с панамой, слушал The Beatles и Майкла Джексона. Никогда не давал нам деньги – считал это неправильным. Обычно клал в футляр от гитары то яблочко, то рыбку сушеную. А в Минске зимой некоторые приносили кофе.

Пьяные люди –неизбежное зло

В переходе на станции метро «Площадь Якуба Коласа» Владимир Анатольевич играет на гармони. Научился сам, еще в молодости.

-3

Теперь легко исполняет любые мелодии – от детских до шансона. Работает сторожем, а уличные выступления для него – возможность поправить финансовое положение.

– Иногда и 10 рублей не набирается, а бывает, и по 30 домой приношу! – называет он сумму своих подработок.

В том же переходе поет Ваня Крюк. Музыка с ним от рождения: его мама – певица и преподаватель вокала, папа – аранжировщик.

-4

– Начал петь в старших классах. Поначалу дома что-то подмурлыкивал под гитару, игре на которой обучался 9 лет в музыкальной школе. Мне не то чтобы очень нравились все эти испанские мотивы, которые мы исполняли, но я разучивал их – так надо было. Потом понял, что со своими знаниями смогу сыграть все, что захочу. Начал подбирать аккорды к песням, которые мне нравятся, – рассказывает музыкант.

Потом Ваня узнал об одном интересном проекте, сходил на него как зритель и понял, что тоже хочет участвовать. В переходе решил порепетировать, каково это – выступать на публике.

– Оказалось, что не так страшно, как я думал, – признается он. – Понял, что чем больше пою на улице, тем больше раскрепощаюсь, голос становится свободным и полетным.

На сумму «гонораров», по мнению Ивана, влияет все: погода, день недели, ретроградный Меркурий. В какой-то степени заработок зависит от навыков музыканта: если он практически не знает аккорды, то за три часа и 10 рублей не соберет. Поет сносно – заработает рублей 20. Хороший вокалист, который исполняет известные композиции и владеет инструментом, может выручить 70-80 рублей.

Ваня говорит, что уличные концерты – это еще и приключения.

– Что ни выступление, то интересная история, – уверяет он. – Если играешь на улице или в переходе, то должен быть готов, что пьяные прохожие скажут: «Э, слышь, давай нашу – «Три волка ауф под мостом сидели курили». Когда признаешься, что не знаешь такую песню, они выносят примерно такой вердикт: «Ну тогда ты ничего не стоишь, ты просто никто». Это как минимум. Несколько раз, бывало, угрожали. Не раз ко мне подходил мужик и орал: «Слышь ты, музыкантишка, я тебе сейчас инструмент разобью, деньги заберу». Такие люди для уличных музыкантов – неизбежное зло. Нужно просто принять это.

Наталья САЛОДКАЯ