Его история многому учит. Варвары, смявшие Рим и подчинившие его и его земли себе, думали, что их никто не потеснит, а тем более не уничтожит. Но оказалось, что Земля такая большая, что всегда найдется тот, кто поднимет на тебя руку.
Опасность была не в том, только что гунны приходили и грабили всё что видели, а в том, что под предводительством Аттилы они захотели поселиться на территории Европы, обосноваться на новых землях и просто уничтожать все окружающие народы, пока не останутся они одни.
До Аттилы и другие народы этого хотели, взять хотя бы тех же китайцев разных исторических эпох, но в таком масштабе как Аттила мало у кого получалось. Хотя конечно, про таких как Аттила хочется сказать: «хорошо, что умер», что у него не получилось осуществить всё задуманное — сделать весь мир пастбищем для своих лошадей.
Рим ссорил варваров, настраивал их друг против друга, но и это не помогло ему их пережить. Аттила же показал на что способны люди, какими бы разобщенными и ненавистным друг ко другу они ни были. Когда они вместе, подчиняются одному правителям и одним законам, то достигают такой славы, достижения таких целей, которые не снились им, когда каждый был сам по себе.
Ни золото, ни враги, так не действуют на человека, не останавливают его, каким бы великим и гениальным он не был, как та же чума. Зазнаться Аттиле было от чего, но он ставил новые цели и шёл дальше. И вот когда казалось, что не за горами появление новой громадной империи, наступила роковая развязка — умер великий правитель и всё развалилось, словно его и никогда не было.
В борьбе против Аттилы варвары и римляне пошли на то, что удивляет исследователей до сих пор — на союз между собой, только лишь бы остановить и уничтожить державу Аттилы. Это говорит о том, что своими интересами и гордостью люди могут поступиться, когда захотят. Аттила показал, римлянам и варварам, что весь мир на них клином не сошелся, есть то, к чему они могут быть не готовыми.
История Аттилы может пригодиться, когда становится ясно, что политики чего-то не учитывают, или преуменьшают угрозу тех или иных перемен, народов, действий. На неё следует оглядываться, если не часто припоминать, потому что она позволяет заглянуть в будущее, как не в то, что оторвано от действительности, а в то, что порождается настоящим и прошлым, что идёт своим чередом.