Найти тему

Смешные шарики, покорившие мир

Как часто вы смотрите мультики? Я сейчас не про новинки кинопроката, а про сериальные вещи. Такие, как «Смешарики», например.

Нет, в свои 45 я не кручу истории про Нюшу и Бараша специально. Но иногда, «листая» каналы, попадаю на эпизоды нашего российского мультсериала и залипаю. Сыну моему было семь, когда вышла первая серия. Он давно вырос, а мультфильм, которому уже 18, привлекает все новых и новых зрителей. Сегодня сериал транслируют в 90 странах мира, а международная аудитория давно превысила российскую. «Смешарики» превратились в международный бренд, покоривший даже Китай. Причем, в первую очередь его ценят взрослые. И смотрят даже чаще, чем дети.

Первые концепты персонажей мультсериала сильно отличались от их итоговых версий.
Первые концепты персонажей мультсериала сильно отличались от их итоговых версий.

Начало истории для всей семьи

В 2002 году к сооснователю анимационной студии «Пилот» и одному из создателей легендарных «Братьев Пилотов» Анатолию Прохорову пришли молодые люди, занимавшиеся разработкой настольных игр - дизайнер Илья Попов и художник Салават Шайхинуров. Они предложили создать мультсериал для дошкольников и школьников младшего возраста. И стилевой ход для проекта был довольно оригинальным: все персонажи – круглые!

Прохоров ребят выслушал, сказал, чего проекту не хватает и… очень удивился, когда два месяца спустя молодежь вернулась с вновь отрисованными персонажами. «Вот Крош - кружочек и две петли ушей, вот Ёжик - кружочек и уголки-иголки, - вспоминает Прохоров. - Знаете, с каким восторгом этих персонажей приняли дети?» Во-многом, благодаря этой простоте и возможности детям рисовать незатейливых персонажи, сериал и стал столь популярным.

Первые три серии «Смешариков» в 2004-м появились в эфире программы «Спокойной ночи, малыши». Затем стали там постоянными гостями не только на «России 1», но и на «СТС».

Секрет популярности сериала прост: персонажи разговаривают со своей аудиторией на взрослом языке, простыми словами рассказывая о важных вещах. Помимо симпатичной картинки и зарисовок из жизни «Смешарики» полны здорового юмора и отсылок к самым разным пластам мировой культуры, начиная от «Ночи живых мертвецов» Джорджа Ромеро и «Психо» Альфреда Хичкока и заканчивая «Вишнёвым садом», картинами Леонардо да Винчи и древнеиндийской мифологией.

Илья Попов, основатель и генеральный продюсер ГК «Рики», соавтор идеи:

- Мне хотелось создать новых детских героев, известных в общенациональном масштабе. И чтобы проект при этом был оригинальным. И ещё чтобы концепция «Мир без насилия» была выражена не через борьбу добра со злом, а через мирное, но не беспроблемное существование персонажей.
-3

Много-много денег и… образования

Производство любого мультсериала требует больших вложений. Несмотря на то, что авторы «Смешариков» первыми в России применили для создания анимационного проекта флэш-технологии, позволявшие существенно снизить издержки, стоимость минуты анимации все равно составляла 8 тысяч долларов против 12-13 тысяч в среднем по отрасли. И создание одного шестиминутного эпизода обходилось примерно в 50 тысяч.

60% от затрат на производство первых двадцати эпизодов покрыли гранты Федерального агентства по культуре и кинематографии и Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Остальные средства вложил Илья Попов, принявший на себя функции генерального продюсера проекта.

И все же Попов и Прохоров понимали, что государственная поддержка со временем иссякнет, поэтому продвигали «Смешариков» как коммерческий проект. В 2005 году они начали продавать лицензии, и уже через год на рынке присутствовало более 700 наименований товаров, начиная от мороженого, детских каш и напитков и заканчивая одеждой и обувью. В 2008 году таких товаров было уже более полутора тысяч, а в 2020-м 120 компаний-лицензиатов выпускало более 8 тысяч наименований.

Конечно, особое внимание авторы уделили образовательному направлению - издательский проект, выпускающий развивающие книжки, азбуки, буквари, журналы, раскраски и альбомы с наклейками, был запущен в 2004 году. В 2007-м – год пика популярности мультяшных героев в России - журнал «Смешарики» составлял 117 тысяч копий. Сегодня о значительно снижен, но все равно пользуется популярностью.

Анатолий Прохоров, художественный руководитель проекта «Смешарики», соавтор идеи сериала «Смешарики»:

- Больше всего мы гордимся не нашими мягкими игрушками, йогуртами, сырками, канцтоварами, ранцами, обувью и конфетами, а книгами, ежемесячным журналом и развивающими компьютерными играми. По нашим книгам дети учатся читать и считать. Мы очень ответственно подходим к делу и жёстко сертифицируем все товары.
-4

Персонажи говорят на 50 языках

С 18 мая прошлого года по 17 июня этого на сервисе КиноПоиск HD вышли новые 52 серии «Смешариков». Всего за эти годы на студии «Петербург» было произведено более 600 серий о приключениях круглых героев, свыше пятидесяти эпизодов тематических «Азбук со Смешариками», в которых герои сериала учат детей правилам безопасности дорожного движения, нормам морали, чтению, правам ребенка, уходу за собственным здоровьем, навигации в интернете и даже финансовой грамотности. А также три полнометражных фильма - приквел «Смешарики. Начало» и полнометражные сиквелы «Смешарики. Легенда о золотом драконе» и «Смешарики. Дежавю».

Параллельно с «захватом» детей и взрослых в России, «Смешарики» покоряли Америку и Европу. К настоящему моменту права на показ мультфильма проданы в 90 стран, сериал переведен на 50 языков.

Но больше всего Попов и Прохоров гордятся своими китайскими успехами. Проникнуть туда «Смешарикам», или, как их тут называют, «Кай-Син-Чиу», было сложно, нужна была лицензия, которую выдает Государственное агентство по делам прессы, печати, радио, кино и телевидения. К детской анимации требования оказались особенно высокими, российским создателям пришлось перевести на китайский 200 эпизодов сериала, даже не зная, получат ли они вообще лицензию на прокат. Но все сложилось, китайская аудитория «Смешариков» уже превосходит численностью русскоязычную.

В ближайшую пятилетку авторы круглых персонажей обещают вновь порадовать нас несколькими сезонами и новыми полнометражными фильмами.

Денис Чернов, ведущий режиссер сериала:

- Сейчас я могу сказать, что мы знаем о вселенной смешариков очень многое. Но все-таки это не исключает, что в этом знакомом мире могут произойти необычные события и герои сделают то, чего ты от них совсем не ждал.

Первые концепты персонажей мультсериала сильно отличались от их итоговых версий.

На Студии компьютерной анимации «Петербург», где и создается мультсериал «Смешарики», ежедневно проводятся экскурсии для детей и взрослых.
На Студии компьютерной анимации «Петербург», где и создается мультсериал «Смешарики», ежедневно проводятся экскурсии для детей и взрослых.

Интересные факты:

- Над мультсериалом работает огромная команда - 80 человек, а производство одной шестиминутной серии занимает в среднем четыре месяца.

- Страница проекта «Смешарики» в русскоязычной «Википедии» является одной из самых редактируемых и изменяется чаще, чем страница «Россия».

- Большую долю зрителей сериала составляет женская аудитория от 4 до 45 лет. Возрастной диапазон мужчин-зрителей такой же - за исключением мужчин в диапазоне от 17 до 25 лет. Но с 25 лет мужчины возвращаются к просмотру сериала вместе со своими детьми.

- Рейтинги показывают, что из всех смешариков дети больше всего полюбили Кроша. На втором месте по популярности стоит Пин. А вот в отношении Нюши детские симпатии разнятся. Девочки свинку обожают, а мальчики, мягко говоря, недолюбливают.

- В «Смешариках» нет отрицательных персонажей. Сюжеты строятся на бесконфликтном общении и поиске конструктивных решений в нестандартных ситуациях. Создатели проекта назвали такой подход «логикой Винни Пуха».

Друзья, надеюсь статья вам понравилась? Ставьте лайк, подписывайтесь на канал))) Вот еще несколько моих обзоров кино, сериалов и книг:

«Гром» гремит... на Netflix

Дмитрий Нагиев: Мне было страшно и отвратительно

Бурковский в "Медиаторе": неоднозначный персонаж

Будь готов! Всегда готов! Или как спастись от вампиров-пионеров?

"Пост" Глуховского: российский зомбиленд или предупреждение?

Дважды в одну Угрюм-реку: мои пять копеек про два фильма и одну книгу

Что почитать: книги авторов-победителей престижных премий этого года

Аудиосериал "Даль" Юлии Яковлевой: слушайте и удивляйтесь!

#мультики для детей #мультики для взрослых #смешарики #смотрим все семьей #анатолий прохоров #студия пилот #мультсериал #крош #нюша #бараш