Когда вам кажется, что вы что-то знаете, на самом деле чаще всего вы этого не знаете. Следствие из этого одно – никогда не упускайте случай чему-нибудь научиться, даже если вам кажется, что вы это «и так уже знаете». Самое опасное, с чем может столкнуться профессионал в любой области – ложная успокоенность модели «я это все знаю».
Скажем, я очень много знаю о сторителлинге. Ну, может быть, не больше всех в России, но где-то в первой десятке:) Но, скажем, когда я провожу сценарную конференцию, я ухитряюсь исписать целый блокнот заметками. На собственной конференции, подчеркиваю. Каждый спикер говорил что-то, что я точно не знал. И что я могу использовать в дальнейшей работе. То есть у меня вот это различение - это я знаю, это я не знаю, оно более-менее отлажено. (Слышите эту самодовольную нотку ложной успокоенности?)
Чем бы вы ни занимались, очень важно понимать, что вы на самом деле знаете, а что не знаете. Потому что, если вам кажется, что вы это знаете, вы эту информацию отсортировываете, не усваиваете. Зачем ее запоминать и внедрять, если я и так это знаю? Тем самым мы как бы защищаемся от новой информации. Потому что новая информация может поменять наше представление о реальности, а делать это некомфортно и больно. Поэтому вы говорите себя – окей, здесь есть четыре знакомых слова, так что, очевидно, и все остальное я тоже знаю. Поэтому я не буду это осмыслять и запоминать. Зачем, ведь я это и так знаю. И вы выбрасываете эту информацию из головы, не потратив ни секунды на то, чтобы ее осмыслить.
Чертовски занятная уловка мышления.
Когда человек сталкивается с информацией, с которой он согласен, она кажется ему странно знакомой. Смутно знакомой. Хорошо знакомой, но на время забытой. Забытой, но не совсем. Притаившейся где-то на донышке памяти.
Различать знание и незнание непросто. Но если это понять и научиться с этим взаимодействовать, эффективность любого обучения возрастает многократно.
Лучший способ – это создать дистанцию, посмотреть со стороны. Самый простой способ – сформулировать показавшуюся знакомой мысль и записать ее. Может оказаться, что именно процесс формулировки поможет вам выявить, что именно нового есть в этой идее.
Каждый раз, когда вы говорите себе – «я это уже знаю», остановитесь и спросите себя – «а что именно я знаю?»
Ваш
Молчанов
Наша мастерская - учебное заведение с 300-летней историей, начавшейся 12 лет назад.
С вами все в порядке! Удачи и вдохновения!