Найти тему
LingvorkritiK

Безжалостное уважение или уважительная безжалостность

Фраза "Я теперь понимаю, сколько на самом деле уважения в безжалостности" буквально шандарахнула меня по башке со всей дури.

А дело было так. Вечер, Instagram, сториз известного тренера по бальным танцам, мелькание в них не менее известного тренинга и его участников. И тут...бабах! Молоденькая девушка (лет 18 — самое большое) на полном серьёзе вещает в микрофон вот это самое. А с каким важным (сейчас модно говорить "осознанным") видом она это делает, вы бы знали!

Немножечко подвиснув и изрядно потупив в стенку от такого перла, я задумалась вот над чем. А откуда, собственно говоря, оно всё берётся? Вот такие вот мысли интересные? Вот такие вот выводы гениальные? На чём-то же они основаны, как-то же человек к этому пришёл.

Казалось, бы, как связаны уважение и безжалостность? На первый взгляд — никак. Но это только кажется. Давайте посмотрим на то, какие мысли нам закладывают в голову, когда мы хоть чему-то обучаемся.

Вот они: "Быстрее, выше, сильнее", "Не расслабляйся, некогда отдыхать", "Спортсмен (ученик, медалист, музыкант, актёр, успешный бизнесмен — нужное подчеркнуть) должен пахать, пахать и ещё раз пахать", "Остановишься — проиграешь" и т.д. и т.п. Знакомо? Ну конечно! Нам всем (или практически всем) это говорили в тех или иных эпизодах нашего хоть сколько-нибудь серьезного обучения чему-то.

"Ну а фраза-то, фраза!", — скажете вы. Ах дааа, фраза! Что ж, смысл тут нехитрый, несмотря на кажущуюся кучерявость. В общем, идея такова: я из тебя выжимаю все соки, не жалею тебя, не сочувствую тебе, не проявляю в отношении тебя человечность. Но! Это исключительно из уважения к тебе, ты не сомневайся. Я просто настолько в тебя верю, что знаю, что ты можешь лучше, ещё лучше, вообще без отдыха можешь. Я имею право так с тобой обращаться, потому что я твой педагог. Вместе мы сила-команда-победа! Ура!

Уловили мысль теперь? Нет, идея-то, без сомнения, победительная. Только вот так и чешется спросить: а по-другому что никак нельзя вести к высоким достижениям? Нельзя уважать без негатива, нельзя верить без жестокости, нельзя достичь результата без вреда для здоровья?

Да можно, конечно, только это сложно. Да, в разы сложнее, чем просто загонять своих учеников, внушая им возможность достижения результата только ценой огромных жертв. Нужно же анализировать соотношение работы и отдыха, взвешивать своё поведение, искать подход, пересматривать методику и ещё много чего нужно. Но дело вовсе не в лени и нежелании — всё гораздо глубже.

Сложно пересматривать и менять своё отношение к людям, правда ведь? А вы представьте, каково это — пересмотреть своё отношение к себе же самому? Вообразите, что вам придётся отказаться от уютно-привычного восприятия себя как ломовой лошади, которая бежит по кругу в вечной гонке на результат? То-то же. Вот и педагогам это адски трудно и запредельно тяжко.

И ведь тут дело не в конкретном тренере, в чьей ленте я обнаружила этот опус. Гораздо хуже то, что таких очень много. Они не щадят ни себя, ни своих учеников — тем более. Ведь такие не привыкли и не знают, как можно по-другому. У людей просто нет понимания, что жалость отличается от сочувствия и трезвой оценки человеческих ресурсов, как луна — от пятирублёвой монеты.

Про спорт я вообще молчу: там настоящий порочный круг, а человечный тренер — вымирающий вид. Не стану я в это углубляться, мне ещё этой ночью хочется заснуть. Впечатлительная, что поделать.

Но и мы сами ничем не лучше. Скажите-ка, кто из вас в детстве шёл в школу с температурой, потому что была важная тема/городская контрольная /олимпиада/выпускной экзамен? Да, кого-то родители отправляли, но ведь были и те, кто шёл сам даже вопреки их запретам (или попросту сбегал). А кто из вас ходит на работу с соплями и кашлем? Нет, не потому что злобный начальник вызвал, а вот именно по собственной инициативе? И теперь самый страшный вопрос: а детей кто-то отправляет в школу недолеченными, ведь "материал же пропустишь — потом нагонять"?

Пожалуй, отвечу за вас на все вопросы разом: каждый второй такой. Если вообще не первый. Каюсь, и сама ведь я такая же. Если у меня соревнования, конкурс, важный проект, выступление, да что угодно, что важнее, чем эта дурацкая температура, я пойду! Доползу, если надо. Остановить меня сможет разве что угроза заразить других или совсем уже невменяемое состояние. Хорошо, что хоть детей пока нет.

Существует миф, что всё это чтобы кому-то что-то там доказать, показать свой трудовой героизм и так далее. Но нет, поверьте, всё проще. Мы так делаем по накатанной, ведь нас так научили. Научили, что не щадить и не жалеть себя — это хорошо, а вот любить, беречь, уважать, хвалить и лелеять себя — это плохо и фу так делать вообще. Вот вам и результат закономерный.

В очередной раз задалась вопросом, кто для меня есть педагог? Жёсткий ли это наставник, который не жалеет ни тебя ни себя? Или это мудрый учитель, похожий на Йоду? Знаете, оказалось, что это ни то и ни другое. Для меня педагог — это тот, кто тянет с тобой одну лямку и поддерживает на нелёгком пути обучения. Это тот, кто в нужный момент скажет "соберись, тряпка", но очень человечный. Кто поддержит смелые амбиции, но станет отговаривать идти на олимпиаду с температурой. А уж если ты не послушался, то будет за тебя переживать (если сможет, то в коридоре с терафлюшкой и бутылкой воды).

Сейчас есть модное слово "экологичный". Так вот, хочу сказать всем вместо заключения: будьте экологичнее к себе и к ученикам, выбирайте экологичных преподавателей. И да прибудет с вами человечность! 😊

А что вы думаете? Согласны со мной? Поделитесь своим мнением в комментариях!