Найти в Дзене

Почему мы любим музыку?

Может показаться, что это один из вечных вопросов, наряду с классическими "Кто виноват?" и "Что делать?", но ответ на этот вопрос всё таки есть. В данном случае, виноват наш мозг (не удивила, понимаю), а почему именно он и как всё это работает, сейчас будем разбираться : ) На самом деле, этот вопрос долгое время не был для меня важным. Если совсем честно, я себе его вообще не задавала, пока не начала обучать детей в музыкальной школе. Сейчас этот факт кажется мне достаточно странным - я была занята обучением техническим моментам настолько, что потеряла за ними саму суть - что называется, не видела леса за деревьями. Что меня заставило об этом задуматься? Сразу после окончания обучения в колледже, забрав свой диплом ярко-малинового цвета, я решила показать его ещё кому-нибудь, кроме родителей - то есть будущему работодателю (ну, не зря же он такой красивый, да и люди старались, печатали). Мне повезло, и у меня появились одновременно работа и постоянный стимул развиваться как музыкант

Может показаться, что это один из вечных вопросов, наряду с классическими "Кто виноват?" и "Что делать?", но ответ на этот вопрос всё таки есть.

В данном случае, виноват наш мозг (не удивила, понимаю), а почему именно он и как всё это работает, сейчас будем разбираться : )

На самом деле, этот вопрос долгое время не был для меня важным. Если совсем честно, я себе его вообще не задавала, пока не начала обучать детей в музыкальной школе. Сейчас этот факт кажется мне достаточно странным - я была занята обучением техническим моментам настолько, что потеряла за ними саму суть - что называется, не видела леса за деревьями.

Что меня заставило об этом задуматься? Сразу после окончания обучения в колледже, забрав свой диплом ярко-малинового цвета, я решила показать его ещё кому-нибудь, кроме родителей - то есть будущему работодателю (ну, не зря же он такой красивый, да и люди старались, печатали). Мне повезло, и у меня появились одновременно работа и постоянный стимул развиваться как музыканту и как человеку.

Для меня как для педагога ответ на этот вопрос решил бы сразу кучу проблем, корень у которых был один - недостаток мотивации у учащихся. Игра на гитаре - не самое простое занятие, и вместе с тем гитара - очень распространенный инструмент, из-за чего существует стереотип, что играть на ней легко. "Мой сосед Вася тоже умеет играть на гитаре - он знает "Пачку сигарет" и "Группу крови" - говорит мне человек, и я понимаю что с его точки зрения мои навыки и навыки Васи мало чем отличаются. Если это происходит в обычной жизни - я просто радуюсь за Васю, а вот если с такими убеждениями приходят в музыкальную школу родители моих будущих учащихся (и они сами)- здесь могут быть сложности. К счастью, сейчас такое происходит всё реже.

Получается, дети (да и взрослые) приходят учиться играть на гитаре, зачастую ожидая что это будет легко и быстро (Вася же вон как хорошо играет, а вообще сам научился) - а на самом деле их ждет множество трудностей, которые нужно будет преодолеть и навыков, которые нужно будет освоить. Как сделать так, чтобы узнав об этом, ученики не убегали от меня, сверкая пятками? Показать ребенку, что музыка - сродни волшебству, и мы будем не страдать от гамм и упражнений, а осваивать магию. Какую? Магию вызывать у людей эмоции. Осознание этой цели - освоить музыкальное волшебство вызывать у слушателей отклик - помогает детям не терять мотивацию в обучении. С подростками и взрослыми обычно проще - если они приходят учиться, то, как правило, более мотивированны.

Итак, мне вместе с моими учениками пришлось искать ответ на этот вопрос.

Почему мы любим музыку? Из-за эмоций, которые она вызывает. Но как она это делает?

Есть музыка, которая делает нас счастливее, и есть та, которая поднимает со дна памяти самые грустные воспоминания. Но почему? Каким образом звуки, которые мы слышим, превращаются в эмоцию, которую мы чувствуем?

Для тех, кто также как я и любит читать книги обо всем, чем интересуется, я подготовила обзор двух книг о музыке: Дэвид Бирн "Как работает музыка" и Филип Болл "Музыкальный инстинкт. Почему мы любим музыку".

Книга Дэвида Бирна "Как работает музыка".

Книга написана легким языком, читать её приятно - однако по содержанию она оказалась не совсем такой, какой я ожидала.

Кому бы я рекомендовала книгу: тем, кто работает со звуком, занимается коммерческой музыкой или продвижением себя/группы. Или просто активно интересуется историей звукозаписи и американской музыкальной индустрии семидесятых;

Кому не рекомендую: тем, кто также как и я ищет в книге ответы на сакральные вопросы о том, как работает музыка и что это вообще такое. Если читать с этой целью (а меня к этому подтолкнуло название книги), рекомендую сразу переходить к главе 11 - там содержится интересный взгляд на музыку и её историческое развитие, а также приведены любопытные исторические сведения.

В книге автор в основном (кроме последней главы) рассматривает записанную на студии музыку, эволюцию звукозаписи, отдельно взятых исполнителей и групп. В общем, это же его книга, конечно - и если его мышление построено таким образом, и в книге это изложено также. Однако, признаюсь честно - я не смогла прорваться сквозь большую часть книги. Сначала гуглить приходилось много, потом ещё больше - и когда закончилась история звукозаписи (что было интересно) и пошла история становления коллектива Talking Heads, основателем и автором песен которой он является - я не смогла себя заставить дочитать эти главы. Для тех кто интересуется этой группой, культурой Америки семидесятых годов - думаю, это действительно уникальная информация и будет им интересна. Однако, я открывала книгу с другой целью.

И то, чего я ожидала, нашлось - правда, только в последней главе. В ней изложена история становления музыки в принципе, ещё от использования её в ритуалах на заре развития человека как вида. Его ответ на вопрос, почему мы любим музыку, такой:

Интонации и выразительные средства музыки передают нам эмоции также, как речь, только без слов.
Д. Бирн - "Как работает музыка"

С этой точки зрения, музыка - универсальный язык для передачи эмоций. Мы можем слушать песню на языке, которого не знаем - и нам всё равно будет понятно, какое настроение у этой мелодии, сможем её прочувствовать.

Вторая книга - Филип Болл "Музыкальный инстинкт. Почему мы любим музыку".

Ф. Болл - Музыкальный инстинкт (2021 г. издательство Бомбора)
Ф. Болл - Музыкальный инстинкт (2021 г. издательство Бомбора)

Автор очень подробно, буквально по "косточкам" разобрал, из чего состоит музыка и как на наш мозг действует каждая из этих составляющих. Если вкратце - музыка состоит из звуков, которые записываются нотами, соединяются в интервалы (совместно звучащие 2 звука) и аккорды (совместно звучащие 3 звука и больше). Каждый из интервалов и аккордов несет в себе информацию для нас, как для слушателей - но для восприятия понадобится знать определенный "шифр", и у людей в каждой культуре он свой.

Книга насыщена информацией, тем кто хочет не только играть музыку но и понимать как она устроена, очень рекомендую. Однако у неё есть свой небольшой минус - в первых главах очень много теоретической информации (об интервалах, ладах, аккордах и пр.), начинающему без дополнительной информации будет тяжело в этом всем разобраться.

Кому рекомендую: тем, кто любит музыку и хочет понять, почему и как это все работает.

Кому не рекомендую: людям без начальных знаний по теории и желания в этом разбираться.

Основной посыл книги сходится с предыдущим автором: сочетания звуков вызывают у нас эмоцию, но вот причины этого здесь рассмотрены более подробно. Отчасти это происходит от того, что звучание музыки напоминает интонации голоса (например, грустный человек говорит тихо и медленно, веселый - более быстро и радостно). Автор также достаточно подробно исследует вопрос о музыкальном контексте - мы понимаем зашифрованную в музыке информацию, потому что слышим с детства похожую кодировку и запоминаем её (например, привыкаем различать приятно звучащие консонансы и резкие диссонансы в интервалах и аккордах). Для нас как для европейцев понятны привычные нам гармонические, ритмические и мелодические обороты - а вот лады и обороты других народов (например, лежащая в основе китайской музыки пентатоника) уже кажутся странными, не "ложатся" на слух. Поэтому мы скорее воспримем эту музыку просто необычной, чем сможем расслышать за ней какой-либо эмоциональный посыл.

То есть, музыка несет нам эмоции, потому что мы с детства приучаемся к определенным сочетаниям звуков и запоминаем, какую информацию они несут - музыка приобретает какое-либо настроение и характер : героический, лирический, печальный и так далее.

Музыка не похожа на другие виды искусства – она sui generis (единственная в своем роде) и, следовательно, в некоторых отношениях ее суть лежит за пределами слов. И все же мы постигаем ее, используя знакомый нейронный аппарат: она похожа на необычное явление, для которого наш мозг предпринял беспрецедентную попытку организовать сотрудничество между всеми отделами. Чудесно, что результат стоил этих усилий.
Ф. Болл - "Музыкальный инстинкт. Почему мы любим музыку"

Музыка для человека - одновременно язык для получения информации, способ получения и передачи какого-либо опыта, а также удовольствие (или неудовольствие, так тоже бывает, но об этом будет отдельная статья :)

-2

#музыка #книги #литература #книги о музыке #что почитать музыканту