Найти тему
Христианство и смысл жизни

О важности сердечных намерений

Оглавление

«Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные.» (Евр. 4: 12).

Каждый христианин призван делать добро, как нам известно из Евангелия. Но жизнь христианина – это не только внешние дела, для христианина важны также сердечные намерения, мотивы из которых он исходит при совершении того или иного дела. «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.» (Ин. 4: 24). «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.» (Мф. 5: 8). Господь ведает тайны сердца человеческого. Если людям видно только внешнее поведение, то Богу видны наши мысли, чувства, намерения с которыми мы совершаем те или иные дела. Поэтому Суд Божий может быть совсем не таким, как судят люди. «Ин Суд Божий, ин человеческий. Например, фарисеи делали внешние дела: постились, молились, давали милостыню, но делали они это из тщеславия. Людям они казались праведными, а Бог знал их сердце, что оно зло. «Он сказал им: вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом.» (Лк. 16: 15). А блудница, которая пришла и помазала ноги Христа миром, была для людей грешницей, но Господь видел, что в её сердце любовь, вера и смирение. «А потому сказываю тебе: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит.» (Лк. 7: 47).

-2

Если ограничиваться просто внешними делами, посещением храма, формальной подачей милостыни, то можно стать, как фарисеи, о которых Господь сказал: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мёртвых и всякой нечистоты;» (Мф. 23: 27). Они делали всё из тщеславия, чтобы показаться перед людьми. Если человек посещает храм, чтобы показаться перед людьми, пообщаться с людьми, про таких людей Господь сказал: «Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря: приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня;» (Мф. 15: 7-8). Поэтому в своих делах нужно следить за намерениями, из которых мы исходим, соответствуют ли они любви к Богу и ближним. Господь говорит: «Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.» (Мф. 5: 20). Можно сделать доброе дело, но сделать его из тщеславия, перед людьми, или искать выгоды для себя, чтобы этот человек взамен тоже сделал что-то для нас. Например, человек продаёт вам какую-то вещь, говорит о том, какую пользу она вам принесёт, а внутри, он вовсе не желает вам добра, а хочет просто продать и получить выгоду себе. На этом построена реклама. А может эта вещь будет некачественная. Это лицемерие, за маской добра скрывается зло. А бывает наоборот. Примером тому являются святые, которые обличали людей в грехах. Например, известно, что святой Василий Блаженный обличал царя Ивана Грозного. «Где ты был, Василий? Я не видел тебя в храме», — спросил царь. «А я видел тебя, — отвечал Блаженный, — только ты был не в храме, а на Воробьевых горах». Известны и другие случаи обличения людей святыми. Человеку это неприятно слышать может быть, но за этими поступками скрывается любовь к Богу и человеку, желание ему спасения, желание наставить его на путь истинный. Или, например, люди могут не понимать каких-то поступков, а Богу всё видно. «Арсений Великий молчал. Да потому он и Великий, что молчал. Когда его спросили, почему он все время молчит, он отвечал: «Поверьте, братия, что я вас всех люблю, да не могу быть и с вами, и с Богом, поэтому я и убегаю от вас». Преподобный Варсонофий Оптинский (Плиханков).

-3

Все посты, которые человек соблюдает из тщеславия, гордости не нужны, а посты ради Господа, ради послушания Ему, смирения, любви к Нему полезны для души. Добрые дела не полезны без смирения, если они приводят к гордости. «Воздаяние бывает… не добродетели и не труду ради нее, но рождающемуся от них смирению. Если же оно утрачено, то первые будут напрасны». Преподобный Исаак Сирин. А недостаток добрых дел и подвигов компенсируется смирением. Поэтому нужно следить за внутренними намерениями и мотивами, делать всё ради Господа и любви к Нему и людям, во славу Божию, ради веры. «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.» (Мф. 5: 16). «Кто различает дни — для Господа различает; и кто не различает дней — для Господа не различает. Кто ест — для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест — для Господа не ест, и благодарит Бога. Ибо никто из нас не живёт для себя, и никто не умирает для себя; а живем ли — для Господа живем; умираем ли — для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, — всегда Господни.» (Рим. 14: 6-8). Апостол Павел обращает внимание на внутренние намерения: «Отходя в Македонию, я просил тебя пребыть в Ефесе и увещевать некоторых, чтобы они не учили иному и не занимались баснями и родословиями бесконечными, которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере. Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры, от чего отступив, некоторые уклонились в пустословие, желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чём говорят, ни того, что утверждают.» (1-е Тим. 1: 3-7). То есть эти люди, распространяющие басни, делали это из тщеславия, поэтому и не понимали, что эти басни не являются истиной, их очи духовные были помрачены страстями, как у фарисеев. А когда у человека чистое сердце, чистые намерения, он видит истину. Апостол Павел просил своего ученика Тимофея наставлять на путь истинный этих людей из любви, доброй совести и нелицемерной веры.

-4

Доказательством истинности христианства является также и то, из каких мотивов и намерений исходили распространяющие слово Божие пророки и Апостолы. Апостолы, и пророки, бывшие прежде них, проповедовали Слово, преодолевая многие скорби, проповедовали слово Божие, ради любви к Богу и людям, и ожидали воздаяния в Вечности. «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.» (Мф. 5: 11-12). «Ибо я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков. Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии. Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне.» (1-Кор. 4: 9-13). А лжеучителя проповедуют своё учение из любостяжания, (распространяя свои книги получают большие гонорары), из искания славы человеческой, или ещё каких нечистых намерений. «Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении. И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами; суд им давно готов, и погибель их не дремлет.» (2-е Петра 2: 1-3). Сейчас появилось огромное количество таких учений, много книг с такими лжеучениями, полки магазинов завалены, они в открытом доступе.

-5

«Я, Господь, проникаю сердце и испытываю внутренности, чтобы воздать каждому по пути его и по плодам дел его.» (Иер. 17: 10).

«Сын мой! отдай сердце твоё мне, и глаза твои да наблюдают пути мои» (Притчи 23: 26).

Если Вам понравилась статья, ставьте лайки и подписывайтесь на канал!

Спаси Вас, Господи!