22 августа на встрече В.В. Путина с представителями «Единой России» зашла речь о проблемах, существующих в сфере образования. Их озвучила президенту Елена Шмелёва, руководитель центра «Сириус».
Какие же проблемные точки были выделены?
Первая часть речи Елены Шмелёвой касалась в целом «образовательной среды». В её высказывании можно выделить три части, которые перетекали одна в другую.
Во-первых, Елена Шмелёва сказала о необходимости не только строительства новых школ, но и проведения капитального ремонта существующих зданий. При этом она отметила, что недостаточно просто вставить новые окна, покрасить стены, а необходимо модернизировать образовательную среду для развития детей.
Что понимается под модернизацией образовательной среды? Как можно было понять, это вторая часть высказанного предложения: создать новые образовательные программы, новый стандарт - «Стандарт школ большой страны». В нём должны быть учтены новые требования образовательных программ и доступной инклюзивной среды.
Отсюда вытекает третья часть высказывания: инклюзивная среда должна быть создана внутри и снаружи школы, так как в настоящее время из-за отсутствия такой «среды» дети с аутизмом и другими заболеваниями в основном переходят на домашнее обучение. Причём к составлению программ Е. Шмелёва предлагает привлечь детей, родителей, педагогов – перечисление было именно в этом порядке.
Здесь, конечно, не всё ясно. Особенно последняя часть: каким образом к созданию программ можно привлечь детей, да ещё, к примеру, с аутизмом или каким-то серьёзным заболеванием? Да и далеко не все родители обладают достаточными знаниями для составления таких программ (за исключением тех родителей, которые имеют профильное образование дефектолога и т.п.). Вероятно, это очередной реверанс в сторону родителей, а уж о детях вставлено для красного словца.
«Вторая большая проблема», которую отметила Е. Шмелёва – это необходимость снижения непрофильной нагрузки каждого педагога. Каждый год увеличивается количество ежемесячных, ежеквартальных отчётов, запросов от разных организаций. К тому же педагоги должны сами распечатывать всевозможные проверочные работы, проводить их, заполнять формы отчётности и т.д. В связи с этим высказано предложение о том, чтобы учитель заполнял один отчёт в год, из которого сотрудники Рособрнадзора будут брать все необходимые сведения.
Главный вывод Е.Шмелёвой: «Надо начать доверять школе и учителю, не подменять контрольными процедурами его ответственность за результат… Избыточность контрольных мероприятий сегодня не ведёт к тому, что повышается качество… В школу нужно вернуть человеческое достоинство».
Что ответил президент?
Прежде всего, В.В. Путин посчитал, что технологии работы с одарёнными детьми, применяемые в «Сириусе», нужно распространить на все школы страны.
Также президент согласился, что загруженность педагогов отчётами чрезмерная. При этом отметил, что говорится об этом уже не первый раз.
Какой же путь решения предложил президент? Нетрудно догадаться – внедрение цифровых технологий, которые помогут избавить от лишней отчётности и забюрократизированности. Для этого уже выделены определённые средства из бюджета.
Что можно сказать? Скорее всего дело кончится тем, что будут предложены новые цифровые формы отчётности. Одна это будет форма или несколько – пока непонятно. Но если даже одна, то страшно представить объём этого отчёта, из которого Рособрнадзор будет брать «все необходимые сведения».
Кроме того, грядёт создание каких-то новых образовательных программ, где будет и работа с одарёнными детьми, и инклюзия, и всё остальное. Никто только не задумался над вопросом: когда это всё реализовывать учителю?
Про инклюзию вообще отдельный разговор, в существующем виде она не несёт пользу ни детям, ни родителям, ни учителям. Про работу с одарёнными детьми: это отдельная очень сложная, объёмная, трудоёмкая работа. В большинстве школ на неё даже отдельные часы не выделяются, и вся работа с одарёнными детьми держится на энтузиазме учителя.
Коллеги, что думаете о высказанных проблемных точках? Что можно добавить? Над чем подумать?