Найти в Дзене
Sapienti-sat

Что ответил президент на вопрос о снижении отчётности учителей? Какие проблемные точки выделены в системе образования?

Оглавление

22 августа на встрече В.В. Путина с представителями «Единой России» зашла речь о проблемах, существующих в сфере образования. Их озвучила президенту Елена Шмелёва, руководитель центра «Сириус».

Какие же проблемные точки были выделены?

Первая часть речи Елены Шмелёвой касалась в целом «образовательной среды». В её высказывании можно выделить три части, которые перетекали одна в другую.

Во-первых, Елена Шмелёва сказала о необходимости не только строительства новых школ, но и проведения капитального ремонта существующих зданий. При этом она отметила, что недостаточно просто вставить новые окна, покрасить стены, а необходимо модернизировать образовательную среду для развития детей.

Что понимается под модернизацией образовательной среды? Как можно было понять, это вторая часть высказанного предложения: создать новые образовательные программы, новый стандарт - «Стандарт школ большой страны». В нём должны быть учтены новые требования образовательных программ и доступной инклюзивной среды.

Отсюда вытекает третья часть высказывания: инклюзивная среда должна быть создана внутри и снаружи школы, так как в настоящее время из-за отсутствия такой «среды» дети с аутизмом и другими заболеваниями в основном переходят на домашнее обучение. Причём к составлению программ Е. Шмелёва предлагает привлечь детей, родителей, педагогов – перечисление было именно в этом порядке.

Здесь, конечно, не всё ясно. Особенно последняя часть: каким образом к созданию программ можно привлечь детей, да ещё, к примеру, с аутизмом или каким-то серьёзным заболеванием? Да и далеко не все родители обладают достаточными знаниями для составления таких программ (за исключением тех родителей, которые имеют профильное образование дефектолога и т.п.). Вероятно, это очередной реверанс в сторону родителей, а уж о детях вставлено для красного словца.

«Вторая большая проблема», которую отметила Е. Шмелёва – это необходимость снижения непрофильной нагрузки каждого педагога. Каждый год увеличивается количество ежемесячных, ежеквартальных отчётов, запросов от разных организаций. К тому же педагоги должны сами распечатывать всевозможные проверочные работы, проводить их, заполнять формы отчётности и т.д. В связи с этим высказано предложение о том, чтобы учитель заполнял один отчёт в год, из которого сотрудники Рособрнадзора будут брать все необходимые сведения.

Главный вывод Е.Шмелёвой: «Надо начать доверять школе и учителю, не подменять контрольными процедурами его ответственность за результат… Избыточность контрольных мероприятий сегодня не ведёт к тому, что повышается качество… В школу нужно вернуть человеческое достоинство».

Что ответил президент?

Прежде всего, В.В. Путин посчитал, что технологии работы с одарёнными детьми, применяемые в «Сириусе», нужно распространить на все школы страны.

Также президент согласился, что загруженность педагогов отчётами чрезмерная. При этом отметил, что говорится об этом уже не первый раз.

-2

Какой же путь решения предложил президент? Нетрудно догадаться – внедрение цифровых технологий, которые помогут избавить от лишней отчётности и забюрократизированности. Для этого уже выделены определённые средства из бюджета.

Что можно сказать? Скорее всего дело кончится тем, что будут предложены новые цифровые формы отчётности. Одна это будет форма или несколько – пока непонятно. Но если даже одна, то страшно представить объём этого отчёта, из которого Рособрнадзор будет брать «все необходимые сведения».

Кроме того, грядёт создание каких-то новых образовательных программ, где будет и работа с одарёнными детьми, и инклюзия, и всё остальное. Никто только не задумался над вопросом: когда это всё реализовывать учителю?

Про инклюзию вообще отдельный разговор, в существующем виде она не несёт пользу ни детям, ни родителям, ни учителям. Про работу с одарёнными детьми: это отдельная очень сложная, объёмная, трудоёмкая работа. В большинстве школ на неё даже отдельные часы не выделяются, и вся работа с одарёнными детьми держится на энтузиазме учителя.

Коллеги, что думаете о высказанных проблемных точках? Что можно добавить? Над чем подумать?