2000, 24 августа:
Главную базу Тихоокеанского флота Владивосток посетил отряд боевых кораблей Королевского флота Великобритании в составе эсминца и фрегата.
1992, 24 августа:
На мысе Челюскин открыт памятник штурману российского флота С.И. Челюскину и его товарищам, участникам Ленско-Енисейского отряда, первопроходцам Таймыра. Памятник представляет собой плавниковый столб-маяк, который Челюскин поставил в свое время на мысе. Вершину памятника венчает модель дубель-шлюпки Челюскина «Якутск», выполненная из кованой меди.
1990, 24 августа:
В соответствии с постановлением Совета министров СССР №852 Военно-морская академия стала носить имя Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова. До этого дня она носила имя Маршала Советского Союза А.А. Гречко.
1987, 24 августа:
Столкновение теплохода «Механик Дрен» с буровой вышкой в Мексиканском заливе.
1979, 24 августа:
Столкновение теплоходов «Александр Пустошкин» и «Порт Ильич» на Астраханском рейде.
1978, 24 августа:
Заложен ракетный подводный крейсер стратегического назначения (РПКСН) проекта 667БДР «К-433». В состав Северного флота вошел 15 декабря 1980 года. В 1983 году совершил переход с Северного на Тихоокеанский флот. С 15 сентября 1998 года - «Святой Георгий Победоносец».
1968, 24 августа:
Авария на атомной подводной лодке Северного флота «К-27». Погибло 9 членов экипажа.
1962, 24 августа:
Постановлением Совета министров СССР на вооружение ВМФ принята 30-миллиметровая автоматическая артиллерийская установка АК-230-МР-104. Устанавливалась на части крейсеров проекта 68 бис, больших противолодочных кораблях проекта 57А, малых противолодочных кораблях проекта 1159Т, а также на катерах разных проектов.
1956, 24 августа:
Летчик-испытатель Ю.А. Гарнаев продемонстрировал на воздушном параде в подмосковном Тушино экспериментальный вертикально взлетающий аппарат «Турболет», созданный в Летно-испытательном институте Минавиапрома.
1954, 24 августа:
Образовано Центральное конструкторско-технологическое бюро ВМС для технологического обслуживания военного судоремонта (с 1979 года - 51 ЦКТИС).
1947, 24 августа:
Родился Владимир Васильевич Масорин (1947-2007), адмирал флота, командующий Каспийской военной флотилией (1996-2002), командующий Черноморским флотом России (с 4 октября 2002 года по 15 февраля 2005 года). С 15 февраля 2005 года - начальник Главного морского штаба, с 4 сентября 2005 года - главнокомандующий ВМФ.
1944, 24 августа:
Погиб старшина второй статьи Кирилл Васильевич Бочкович (28 февраля 1918, Саврань, Подольская губерния — 24 августа 1944, Приморское, Губернаторство Бессарабия), заместитель командира взвода противовоздушной обороны 384-го отдельного батальона морской пехоты Одесской военно-морской базы Черноморского флота, Герой Советского Союза (20.04.1945).
К. В. Бочкович был единственным в составе десантников, принимавших участие в освобождении города Николаева, кто не был ранен и сразу смог продолжить участие в войне, вернувшись в 384-й батальон морской пехоты.
24 августа 1944 года в районе села Жебряины (Килийский район Одесской области) Кирилл Васильевич погиб во время проведения десантной операции[4]. Похоронен в Одессе.
1944, 24 августа:
Подводная лодка «С-15» Северного флота (командир - капитан 3 ранга Г.И. Васильев) впервые атаковала четырьмя электроторпедами ЭТ-80 крупный транспорт противника. Две торпеды попали в цель, транспорт затонул.
На вооружение флота электроторпеда была принята в 1942 году. За время войны всего было использовано по боевому назначению 16 торпед этого типа.
1944, 24 августа:
На заседании исполнительного комитета Ленинградского городского совета депутатов по предложению заместителя народного комиссара ВМФ адмирала И.С. Исакова принято решение «об установлении навечно крейсера «Аврора» на Неве как памятника активного участия моряков Балтийского флота в свержении буржуазного Временного правительства в дни Великой Октябрьской социалистической революции».
1944, 24 августа:
Черноморский флот обеспечил прорыв группы кораблей Дунайской флотилии через Килийское гирло в Дунай.
1942, 24 августа:
Пароход «Куйбышев» (капитан И.В. Токовенко) 11 августа вышел из Архангельска на Диксон. До пролива Югорский Шар следовал в составе конвоя, дальше пошел самостоятельно. Потоплен торпедой немецкой подводной лодкой «U-601» в Карском море северо-западнее порта Диксон (73°52' с. ш., 77°40' в. д.). Весь экипаж погиб.
1942, 24 августа:
В Финском заливе погиб сторожевой корабль Балтийского флота «Буря».
1942, 24 августа:
В районе Темрюка погиб сторожевой корабль Азовской военной флотилии «Штурман».
1942, 24 августа:
Подводная лодка Северного флота «Щ-422» (командир – капитан-лейтенант Ф.А. Видяев) в районе мыса Кибергнес потопила транспорт противника.
1942, 24 августа:
Советские войска оставили город Темрюк - важную базу Азовской военной флотилии. Корабли и плавучие средства выведены в тяжелых условиях через Керченский пролив в Черное море.
1941, 24 августа:
Пароход «Ээстиранд» («ВТ-532», капитан - Б. Нельке) следовал в конвое из Таллинна в Кронштадт с 3500 мобилизованных граждан ЭССР. Во время рейса был дважды атакован фашистской авиацией у острова Кери и, получив пробоину в трюме и другие повреждения выбросился на юго-восточном побережье острова Прангли. При бомбежках было убито 44 человек, несколько сот человек выбросились за борт, 2762 чел. сошли на остров.
1941, 24 августа:
У мыса Юминда погиб эсминец Балтийского флота «Энгельс».
1939, 24 августа:
Завершен переход из Кронштадта на Дальний Восток дивизиона тральщиков.
1939, 24 августа:
Решением Совета Народных Комиссаров Центральному военно-морскому музею передано здание бывшей Фондовой биржи. Музей открыл экспозиции в новых залах в феврале 1941 года. До этого музей размещался в здании Главного Адмиралтейства.
1937, 24 августа:
Большой тральщик Т-401 («Трал») - головной корабль серии из 40 единиц - первый противоминный корабль, построенный в СССР вошел в состав Черноморского флота.
1923, 24 августа:
В связи с образованием СССР Президиумом ЦИК СССР утвержден новый вид Военно-морского флага СССР (вместо флага образца 1920 года). В середине красного поля помещен белый круг с восемью белыми лучами, расходящимися во все стороны от центра к краям полотнища. В белом круге располагалась красная пятиконечная звезда с белыми серпом и молотом. Впервые поднят на кораблях в день празднования 6-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции.
7 ноября - в торжественной обстановке на всех кораблях поднят Военно-морской флаг нового образца
1917, 24 августа (6 сентября):
Пилотируемый морским летчиком старшим лейтенантом А.Е. Грузиновым поднялся в воздух первый в мире торпедоносец ГАСН (гидроаэроплан специального назначения) конструкции Д.П. Григоровича.
1915, 24 августа (6 сентября):
На минном заграждения, выставленном русскими эсминцами в районе Пиллау (Балтийск), погиб германский пароход «Бреслау».
1908, 24 августа (6 сентября):
Родился Владимир Александрович Котельников (1908-2005), ученый в области теории связи, радиотехники и радиоастрономии, академик АН СССР, дважды Герой Социалистического Труда (1969, 1978), лауреат Государственных (1943, 1946) и Ленинской (1964) премий. В годы Великой Отечественной войны работал над созданием и совершенствованием радиосредств для Вооруженных сил. С 1954 года - директор Института радиотехники и электроники АН СССР, вице-президент АН СССР (1971-1988). С 1980 года - председатель совета «Интеркосмос», руководил работами по радиолокации Марса, Венеры, Меркурия.
1882, 24 августа (5 сентября):
В Петропавловском порту на косе, рядом с проходом в Малую гавань, открыт монумент «Слава» в честь победы над англо-французской эскадрой в августе 1854 года.
1881, 24 августа (5 сентября):
Особое совещание под председательством великого князя Алексея Александровича определило основы морской политики России и наметило программу военного кораблестроения на двадцать лет. Она была утверждена императором Александром III в апреле 1882 года.
1859, 24 августа (5 сентября):
Началось кругосветное плавание транспорта Российско-американской компании «Цесаревич» под командой шкипера Б. Йоргана. В Кронштадт судно возвратилось 22 июня 1861 года.
1855, 24 августа (5 сентября):
Началась шестая, самая мощная бомбардировка Севастополя во время его обороны. 807 орудий противника выпустили по городу до 150000 снарядов. Особенно пострадал Малахов курган. Потери русских составили 7561 человек убитыми. Укрепления превратились в развалины.
1854, 24 августа (5 сентября):
Петропавловский бой. Нападение соединенной англо-французской эскадры на Петропавловск. Гарнизон города и местные жители (920 человек, 67 орудий) под командованием генерал-майора В.С. Завойко сбросили высаженный противником десант в море. Русские захватили в бою английское знамя морской пехоты, много оружия и пленных. По английским данным, союзники потеряли до 450 человек убитыми и ранеными. Потери русских: 32 убитых и 64 раненых.
1827, 24 августа (5 сентября):
Императором Николаем I утверждено «Предварительное образование Морского министерства» (вводилось на 2 года, поэтому было названо предварительным). Вместо Адмиралтейств-коллегии (прекратила свою деятельность с 1 января 1828 года) образован Адмиралтейств-совет, который был не только совещательным, но и управленческим органом, так как в него вошли начальники управлений. Функции Адмиралтейского департамента с 1 (13) октября были разделены между вновь создаваемыми Управлением генерал-гидрографа и Ученым комитетом.
1802, 24 августа (5 сентября):
С целью модернизации флота и учреждений Морского ведомства сформирован совещательный орган - комитет для образования флота. Просуществовал до апреля 1805 года. Занимался пересмотром морских регламентов, уставов и штатных расписаний; определял уровень морской силы, необходимой для обороны государства; способствовал развитию штурманского дела; реорганизовывал портовые управления, береговые команды и др. Комитет, отражая взгляды Александра I, пришел к заключению о приоритете сухопутных сил и ограничении задач, решаемых военным флотом, по обороне побережья.
Председатель Комитета действительный тайный советник 1 класса сенатор граф А.Р. Воронцов докладывал: «России нельзя быть в числе первенствующих морских держав, да в том ни надобности, ни пользы не представляется».
1798, 24 августа (4 сентября):
Эскадра вице-адмирала Ф.Ф. Ушакова из 6 линейных кораблей и 5 фрегатов прибыла в Буюк-Дере (Босфор). На борту находилось 1700 солдат черноморских гарнизонов. В Константинополе достигнута договоренность о совместных действиях с Турцией по освобождению захваченных французами Ионических островов. Общее руководство боевыми действиями возлагалось на Ф.Ф. Ушакова.
1796, 24 августа (4 сентября):
На Соломбальской верфи в Архангельске спущен на воду 66-ти пушечный линейный корабль «Азия». Строительство вёл корабельный мастер Г. Игнатьев. Вошёл в состав Балтийского флота.
1765, 24 августа (4 сентября):
Издан новый Регламент об управлении Адмиралтейств и флотов, по которому Адмиралтейств-коллегия должна была состоять из семи человек: президента, вице-президента и пяти членов - генерал-кригс-коммисара, генерал-интенданта над верфями, строениями и экипажем, генерал-цейхмейстера, генерал-шацмейстера и генерал-контролера. Кроме того, ей было предоставлено право выбрать в члены двух флагманов. Сущность нового положения об управлении флотом и адмиралтейством заключалась в выделении из непосредственного ведения Адмиралтейств-коллегии чисто военных вопросов, которые были переданы в ведение флагманов, а Адмиралтейств-коллегии предоставили лишь высшую власть над ними.
1742, 24 августа (4 сентября):
В ходе Русско-шведской войны 1741-1743 годов галерный флот Балтийского моря совместно с войсками фельдмаршала П.П. Ласси овладел шведским портом Гельсингфорс. 17-тысячный шведский корпус капитулировал. Население Финляндии присягнуло России.
1722, 24 августа (4 сентября):
Шторм на Каспийском море, Погибло 17 русских кораблей, участвовавших в Персидском походе.
1715, 24 августа (4 сентября):
Начался переход из Архангельска в Балтийское море четырех 52-пу-шечных кораблей («Уриил», «Селафаил», «Варахаил» и «Ягудиил») и подаренной в 1697 году Петру 1 английским королем яхты «Транспорт-Рояль».
1553, 24 августа (3 сентября):
Британский корабль «Эдуард Бонавентура» («Эдуард Благое Предприятие») под командованием Ричарда Ченслера вошел в устье Северной Двины и стал на якорь против посада Неноксы. Это было первое западноевропейское судно, совершавшее плавание в водах Северного Ледовитого океана. Событие сочли столь значительным, что занесли его в Двинскую летопись. Весной 1554 года корабль ушел обратно на родину. Вслед за англичанами в Белом море вскоре стали появляться голландские, норвежские, французские и даже венецианские суда.
Отечественная морская история: Памятные и юбилейные даты августа 2025 года.