Не только россиянам интересно, «что там у хохлов». Поляки также внимательно следят за состоянием восточного соседа. А удивиться там есть чему. К примеру, польское издание Defence-24 на днях разразилось обзором украинских тактических полноприводных машин. Материал выявил любопытную тенденцию, правда, для бывшей советской республики она скорее отрицательная.
Еще в 2014 году, когда отношения между Москвой и Киевом пошли на спад, а в Донбассе прозвучали первые выстрелы, было модно ругать украинский ВПК. И прямо скажем, было за что. ВСУ оказалась вооружена устаревшим советским наследством, которое, к тому же, частично находилось в глубокой консервации.
Но война, даже если оппонент на нее так и не явился — самое хлебное время для производителей оружия. И, похоже, украинские оружейники по полной использовали интерес новых властей к военной технике.
Поляки отмечают, что на сегодняшний день в эксплуатации, либо на стадии испытаний находится 8 различных бронеавтомобилей в конфигурации 4х4. Это многоцелевой легкий Козак-2 и его модификации от компании «Практика». Это более тяжелая «Варта», выполненная на базе белорусского МАЗ-5434, а также ее дальнейшее развитие — бронеавтомобиль «Новатор» на шасси Ford F-550 от ООО «Украинская бронетехника». Сюда же относится «Барс-8», созданный фирмой «Богдан Моторс».
Отдельно разобрана линейка «Дозор-Б» КБ имени Морозова. Эти колесные бронетранспортеры получили в войсках прозвище «позор» в связи с многочисленными дефектами конструкции, и на сегодняшний день ВСУ принимают на вооружение производящийся в Польше клон «Дозора» под названием Oncilla. Кроме того, ВСУ эксплуатирует сотни американских HMMWV и Cougar, а также канадские Spartan.
При этом бронеавтомобили заказываются малыми партиями, в связи с чем в рамках одного рода войск одновременно используется сразу несколько типов машин.
Такой подход, разумеется, на пользу армии не идет. Отсутствие унификации запчастей и разные требования к эксплуатации превращают использование пестрого автопарка в ад. Подобные попытки насытить войска каким угодно транспортом были бы простительны для периода Гражданской войны в начале прошлого века. Но на сегодняшний день это скорее угроза национальной безопасности, чем ее укрепление.
Зато каждая новая модель позволяет заключить контракт на разработку и производство опытной партии. А постоянное использование в качестве базы для создания бронеавтомобиля уже существующих образцов дает возможность сэкономить на НИОКР, положив разницу в карман.
Об этой черте украинской оборонки польские исследователи, разумеется умалчивают. Но в противном случае пришлось бы признать, что во главе ВСУ стоят люди, которые не умеют планировать снабжение армии. С точки зрения общей антироссийской политики подобные мысли недопустимы. Поэтому вопрос: «Зачем вам столько», — остается без ответа.
Читайте нас в телеграм-канале «Словодел», а также подписывайтесь на наш Instagram.