Найти тему
О Москве нескучно

Тайны станции метро "Свиблово"

Оглавление

Чем эта станция отличается от других "хрущёвок"? Почему она появилась именно в этом месте? Откуда взялось название платформы, если такого района тогда не было? Что означают металлические украшения на колоннах? Как правильно смотреть на панно на путевых стенах? А также - какую загадку скрывает одна из мозаик, ответа на которую нет до сих пор? Об этом и не только расскажу сегодня.

Почему именно здесь

Станция открылась 29 сентября 1978 года в составе участка "Ботанический сад" - "Медведково". Пожалуй, её оформление одно из самых оригинальных среди платформ хрущёвского типа. Здесь, в отличие от многих других, есть идея. #Строительство шло открытым способом. Несмотря на это сложностей было много. Рабочие постоянно боролись с неустойчивыми почвами и грунтовыми водами. К тому же, район уже был сформировавшимся - с большим количеством жилых домов. Поэтому под землёй находилась разветвлённая сеть коммуникаций, которую нельзя было повредить.

Строительство станции метро "Свиблово". На фото также видно Бескудниковскую железнодорожную ветку, 1976-1977. Фото отсюда:  https://russos.livejournal.com. Автор снимка Владимир Кузнецов.
Строительство станции метро "Свиблово". На фото также видно Бескудниковскую железнодорожную ветку, 1976-1977. Фото отсюда: https://russos.livejournal.com. Автор снимка Владимир Кузнецов.

Расположить станцию "Свиблово" именно в этом месте (недалеко от пересечения улицы Амундсена и Снежной) решили, потому что предполагали здесь большой транспортный поток в будущем. Проблема состояла в том, что Снежная улица, где и велись основные работы, была главной в этом районе. Пришлось реконструировать соседние дороги, чтобы обеспечить проезд транспорта на время строительства.

Снежная улица во время строительства станции метро "Свиблово", 1976-1977. Здесь же видно здание школы, которое решили сохранить, несмотря на то, что оно располагалось очень близко к котловану. Фото отсюда:  https://russos.livejournal.com. Автор снимка Владимир Кузнецов.
Снежная улица во время строительства станции метро "Свиблово", 1976-1977. Здесь же видно здание школы, которое решили сохранить, несмотря на то, что оно располагалось очень близко к котловану. Фото отсюда: https://russos.livejournal.com. Автор снимка Владимир Кузнецов.

Канализацию и водопровод убрали во временные трубы. В целом, работы вели аккуратно. Поскольку станция была мелкого заложения, то при её строительстве применяли специальную защиту. Она должна была уменьшить шум от поездов метро. Чтобы жители домов, которые находились рядом, не ощущали грохота. Помимо станции, строители делали ответвления в новое электродепо #свиблово . Оно расположилось рядом, на Кольской улице.

Город, которого нет

Проект станции разработал Римидалв Погребной. Необычное имя - это всего лишь Владимир наоборот. #Архитектура , по задумке зодчего, должна была воплощать идею русской былины. Тематика заметна во многих деталях станции. Прежде всего, это 48 ярких смальтовых панно на верхней части путевых стен. Их создал художник Юрий Королёв. Одна часть мозаик - это гербы русских городов. Другая - аллегории населённых пунктов, которые располагаются к северо-востоку от Москвы.

Герб Москвы на станции "Свиблово". Фото 2021. Моё.
Герб Москвы на станции "Свиблово". Фото 2021. Моё.

Например, можно увидеть гербы столицы (Георгий Победоносец, пронзающий копьём змея), Ярославля (медведь с золотой секирой), Суздаля (сокол с княжеской короной) и др. А вот композиция города Пушкино, Углича и некоторых других уже совсем иные. Эти мозаики квадратные, в отличие от гербов. На них изображения, которые ассоциировались с местностью в голове художника.

Здесь аллегория на город Пушкино, а также герб Кинешмы, 2021. Фото моё.
Здесь аллегория на город Пушкино, а также герб Кинешмы, 2021. Фото моё.

Главной загадкой является панно с городом Толбухин. Дело в том, что на карте этого населённого пункта в России никогда не существовало. Так назывался город на северо-востоке Болгарии. Но с 1990 года он именуется Добрич. На территории #СССР находилось только село Толбухино. Располагалось оно в Ярославской области. Название получило в 1950 году, в честь маршала Фёдора Толбухина, который родился в соседней деревне. Таким оно остаётся и сегодня. В общем, это одна из тайн в оформлении станции "Свиблово". Никто не знает, почему на мозаике появился по сути вымышленный город.

Город Толбухин на мозаике станции "Свиблово", 2011. Фото из Википедии.
Город Толбухин на мозаике станции "Свиблово", 2011. Фото из Википедии.

Зачем столько металла, и откуда название

Каждое панно подписано металлическими буквами. Они имитируют старославянскую вязь. Такой же художественный приём использовали для оформления колонн. Железные линии словно пронизывают конструкцию с двух сторон и связывают мозаики с остальным декором станции. Некоторые исследователи архитектуры считают, что Погребной хотел придать колоннам схожесть с кольчугой. Обязательным атрибутом богатырей в русских былинах. Основным отделочным материалом станции стал мрамор светлого оттенка.

Станция "Свиблово", 2011. Обратите внимание на металлические линии на колоннах. Фото отсюда: www.metrowalks.com.
Станция "Свиблово", 2011. Обратите внимание на металлические линии на колоннах. Фото отсюда: www.metrowalks.com.

#История на станции не только в оформлении, но и в названии. В 1978 году ещё не существовало самостоятельного района Свиблово. Его территория входила в состав Бабушкинского. Тем не менее, чиновники решили отразить в наименовании станции прошлое местности. Раньше здесь была деревня Свиблово. Она получила название в честь владельца земель боярина и воеводы Фёдора Андреевича.

Село Свиблово на карте 1690 года. С сайта www.retromap.ru.
Село Свиблово на карте 1690 года. С сайта www.retromap.ru.

Он жил в 14 веке и принимал участие в строительстве Белокаменного Кремля. В честь него даже назвали одну из башен. Сегодня она именуется Водовзводной. Деревню же нарекли по прозвищу боярина - "свибло". Историки считают, что у него был какой-то физический недостаток: шепелявость, например. Или же боярин страдал от сильного косноязычия.

Хрущёвка со смыслом

Завершают былинную тематику станции два больших панно, которые располагаются над лестницами, что ведут в город. Со стороны северного выхода можно увидеть композицию из смальты "Сказание о полку Игореве". Цвета использованы яркие. У южного разместили второе панно - "Девушки в народных одеждах". Здесь уже оттенки несколько темнее.

Единственное, над чем архитектор не стал работать, - это освещение. Оно, к сожалению, привычное для такого типа станций. Длинные лампы с ярким белым светом. С другой стороны, потолок из балок. Поэтому какие-нибудь оригинальные или крупные люстры, возможно, смотрелись бы нелепо и громоздко.

Станция "Свиблово", 2011. Люстры здесь, наверное, мешали бы рассматривать мозаичные панно. Фото с сайта www.metrowalks.com.
Станция "Свиблово", 2011. Люстры здесь, наверное, мешали бы рассматривать мозаичные панно. Фото с сайта www.metrowalks.com.

В итоге, станция #метро "Свиблово" из тех, которые стоит рассмотреть. На первый взгляд, кажется, что в ней ничего интересного. Однако если остановиться хотя бы на пару минут и поглядеть по сторонам, то вы обязательно откроете для себя эту платформу с новой, возможно, ранее не изведанной стороны.

На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории Москвы. Удачи!