Все мы ни раз слышали об этом волшебном эффекте, на котором как на атланте стоит весь мировой монтаж, но давайте заглянем чуть глубже, чтобы понять, как именно он работает.
Не смотря на то, что он называется «эффектом», по факту же он является механизмом.
И механизм этот основан на способности мозга додумывать недостающую информацию за нас. Хотим мы или нет, этот механизм работает всегда, выключить тумблером его не получится.
А Лев Владимирович взял и умело воспользовался им для использования в кинематографе.
Суть работы эффекта заключается в получении нового смысла при последовательном включении двух кадров.
В знаменитом примере последовательно демонстрируется тарелка супа, девочка, лежащая в гробу, а также привлекательная девушка на диване.
И после каждого из кадров нам показывают лицо молчащего мужчины.
У зрителя же возникают разные эмоции в зависимости от последовательности:
- в первом случае — голод
- во втором — скорбь
- в третьем — вожделение
Метод существовал в таком виде какое-то время, пока его не усовершенствовал Альфред Хичкок, добавив в последовательность третий «оценочный» кадр.
Грубо говоря, если взять те же последовательности, которые использовал Кулешов, и показать третьим кадром, как мужчина улыбается, то эмоциональное восприятие усилится в разы.
В таком виде этот эффект используется и в наши дни.
Но это еще не всё — существует 3 дополнительных разновидности эффекта Кулешова.
«Географический эксперимент»
Позволяет заставить зрителя думать, что действие происходит в одной локации, даже если кадры были сняты на разных континентах.
Условно говоря, если вы видите экспозицию космического корабля, бороздящего просторы вселенной, а в следующем кадре вам показывают футуристичный интерьер — то вы понимаете, что теперь вы очутились внутри того самого корабля.
«Танец»
Позволяет нам добиться динамики там, где её нет, за счёт постоянной смены крупности кадра. Это работает не только с самими танцами, но также с драками и не только.
Современные блокбастеры даже слишком перебарщивают с использованием этого приёма, за счёт чего сами файт-сцены выглядят неестественно.
«Творимый человек»
Является некой разновидностью «танца» и позволяет, снимая отдельные части тела человека, создать впечатление, что это один человек.
Например, когда вы видите крупные планы рук условного Райана Гослинга, играющего в «Ла Ла Ленде» невероятные партии на фортепьяно, вы упорно верите, что это именно его руки :)
Каждый из описанных приёмов имеет очень широкое применение и, что самое замечательное, не требует от вас каких-то невероятных ресурсов.
Единственное, что вам понадобится — это продумать ваши последовательности заранее.