Найти в Дзене
Саломея Сванадзе

Паросмия после COVID-19. Можно ли вернуть нормальные запахи?

Паросмия — это искажённое восприятие запахов, которое обнаруживается у всё большего количества людей, перенёсших коронавирусную инфекцию. 89% людей, страдающих потерей запаха из-за COVID, быстро выздоравливают (в течение 4 недель, согласно исследованию, проведённому в июле 2020 года). Но к остальным 11% запахи не возвращаются вовсе или становятся искаженными. Как проявляется? Список продуктов и запахов, провоцирующих искажения, может быть разным, но чаще всего включает в себя белковые продукты (мясо, рыба и т.д.), лук, чеснок, болгарский перец, бананы, кунжут, и — что совсем печально! — кофе. Причём, горячая пища переносится обычно хуже, чем холодная. Чаще всего неприятный запах описывают, как несуществующий в природе: смесь чего-то протухшего с нотками канализации, гари и сероводорода. Паросмия может возникать и после других вирусных инфекций, поражающих верхние дыхательные пути. А также при повреждениях головного мозга вследствие травм или инфекций, приёме некоторых

Паросмия — это искажённое восприятие запахов, которое обнаруживается у всё большего количества людей, перенёсших коронавирусную инфекцию.

89% людей, страдающих потерей запаха из-за COVID, быстро выздоравливают (в течение 4 недель, согласно исследованию, проведённому в июле 2020 года).

Но к остальным 11% запахи не возвращаются вовсе или становятся искаженными.

Как проявляется?

Список продуктов и запахов, провоцирующих искажения, может быть разным, но чаще всего включает в себя белковые продукты (мясо, рыба и т.д.), лук, чеснок, болгарский перец, бананы, кунжут, и — что совсем печально! — кофе.

Причём, горячая пища переносится обычно хуже, чем холодная.

Чаще всего неприятный запах описывают, как несуществующий в природе: смесь чего-то протухшего с нотками канализации, гари и сероводорода.

Паросмия может возникать и после других вирусных инфекций, поражающих верхние дыхательные пути.

А также при повреждениях головного мозга вследствие травм или инфекций, приёме некоторых лекарственных препаратов, отравлениях химическими средствами и по некоторым другим причинам.

Поэтому при появлении таких симптомов необходим осмотр врача для исключения других, более серьёзных, заболеваний.

Пока проблема паросмии после COVID-19 недостаточно изучена, но по данным международного исследования людей с недавней потерей запаха, опубликованного в Chemical Senses в июне 2020 года, минимум 7% из более чем 4000 респондентов, перенёсших ковид, сообщают об искажениях обоняния (и эта цифра становится все больше).

В чем причина паросмии?

Точный ответ пока только предстоит найти, но судя по всему, коронавирус питает особую любовь к человеческим нервным клеткам (является нейротропным).

Считается, что механизм, лежащий в основе обонятельной дисфункции при COVID-19, заключается в том, что клетки обонятельного эпителия имеют два рецептора (протеазы ACE2 и TMPRSS2), которые приспособлены к связыванию с вирусом SARS-CoV-2, его репликации и накоплению. Поэтому вирус активно воздействует именно на эти клетки и нарушает работу.

Повреждённые обонятельные нейроны теряют способность правильно выполнять свою функцию — интерпретировать запахи.

А это является эволюционно важной приспособительной функцией живых организмов (например, мы способны только по запаху определить, что еда испорчена, а запах гари может предупредить о пожаре).

Искажения запахов и вкусов существенно влияют на качество жизни, а для некоторых может означать невозможность заниматься своей профессией. Представьте шеф-повара или парфюмера, столкнувшегося с такой проблемой.

Пройдёт ли это само?

К сожалению, на данном этапе трудно дать однозначный ответ, недостаточно наблюдений. Поскольку со временем повреждённые нейроны заменяются на новые, считается, что у 90% процентов людей с паросмией обоняние восстановится в течение 2-4 недель.

Но у 10% этот процесс затягивается, и занимает в среднем около 6 месяцев. Но и это пока не точно.

Можно ли вылечить паросмию / ускорить процесс выздоровления?

Увы и ах, поскольку восстановление обоняния скорее всего зависит от восстановления повреждённых нейронов, мало что можно сделать для ускорения этого процесса.

«На данный момент не хватает достоверных и убедительных данных о каких-либо методах лечения нарушений обоняния после COVID-19», — говорит Сет Либерман, доктор медицины, доцент кафедры отоларингологии в NYU Langone Health для журнала Health.

Единственное на сегодня лечение, подтверждённое рандомизированным контролируемым исследованием, которое показало эффективность в улучшении состояния пациентов с паросмией, — это так называемая обонятельная тренировка.

Обонятельная — или ольфакторная — тренировка проходит так: человек подвергает обоняние воздействию различных запахов и ароматов, обычно роз, лимона, гвоздики и эвкалипта. Пациенты вдыхают каждый запах дважды в день в течение 15-20 секунд в течение 3-6 месяцев.

По-видимому, это помогает заново выстроить верные нейронные связи между обонятельными нейронами и центром распознавания запаха и вкуса в мозге.

Часто также рекомендуются интраназальные кортикостероиды, чтобы исключить воспалительный процесс, как возможную причину нарушений обоняния.

Кроме того, есть некоторые обнадёживающие пилотные данные по использованию интраназального спрея цитрата натрия и нескольким пероральным препаратам, таким как альфа-липоевая кислота, ингибиторы фосфодиэстеразы и кароверин. Но эти исследования ограничены по размеру, и вызывают ряд претензий к своему дизайну. В настоящее время недостаточно доказательств, чтобы рекомендовать какие-либо из этих методов лечения для клинического использования в борьбе с паросмией.