«Убить Билла» - фильм известного режиссера Квентина Тарантино, представляющий собой повествование из двух частей, вышедших в 2003 и 2004 годах соответсвенно.
Идея фильма и и подготовка.
Считается, что идея о подобном фильме пришла в разговоре между Квентином Тарантино и Умой Турман вовремя их совместной работы над фильмом «Криминальное чтиво». Тарантино заикнулся о своем желании создать что-то подобное, а Турман сразу обрисовала, как она будет воплощать идею в жизнь.
Актерский состав.
Актерский состав проекта впечатляет – Ума Турман, Люси Лью, Майкл Медсен, Дэрил Ханна и Дэвид Каррадайн на первом плане. Но и исполнители второстепенных ролей не уступают по профессионализму и органичному вхождению в проект.
И если с исполнительницей главной роли изначально и в принципе не могло быть никаких сомнений, то с выбором актеров на остальные роли у Тарантино были сложности.
Изначально Тарантино видел Биллом Кевина Костнера. Но у того уже был контракт на другой фильм, и он отказался. Затем режиссер предложил роль Уоррену Битти, которому понравился сценарий. Но его отпугнула перспектива интенсивных трехмесячных тренировок и съемок в Китае. И он предложил тарантино кандидатуру Дэвида Каррадайна.
Роль О-Рен Иши также предполагала другую актрису. Тарантино планировал использовать актрису из Японии. Но – увидел Люси Лью в фильме «Шанхайский рыцарь». И переписал сценарий, сделав из О-Рен полукровку американского происхождения. Тарантино видел эту героиню достаточно андрогинной и предпочитающую одежду в мужском стиле. Лью добилась, чтобы О-Рен была внешне женственной и обманчиво-безобидной и смертельно опасной в действительности.
Актрису на роль помощницы О-Рен Тарантино нашел в Японии. Жюли Дрейфус по происхождению француженка, в юности стала увлекаться Японией, поехала туда учиться и осталась насовсем. Впоследствии стала сниматься на японском ТВ и в кино. Дрейфус идеально подходила на роль, так как могла правдоподобно показать на экране переводчицу японского языка не японского происхождения (что было одной из служебных обязанностей её героини Софи Фаталь).
Майкл Мэдсен был выбран на роль Бадда, брата Билла, единственного мужчины (кроме самого Билла в команде наёмников). Мэдсен снимался у Тарантино в проекте «Бешеные псы». Он также известен по фильмам «Донни Браско», «Умри, но не сейчас», «На лезвии ножа», сериалу «Месть без предела».
Роль мастера-изготовителя самурайских мечей Хаттори Ханзо режиссер определил японскому актеру Сонни Тиба. Мастер получил такое же имя, какое было у реально существовавшего в Японии 16-го века самурая и ниндзя. А Сонни Тиба играл его в японском сериале «Воины –тени». И, по словам Тарантино, Ханзо из «Убить Билла – это потомок Ханзо из «Воинов-теней», поэтому и предложить роль Тибо было логично.
На роль Элли Драйвер, еще одной сотрудницы «змеиного отряда» Тарантино пригласил Дэрил Ханну, известную по фильмам «Последний Дон, «Бегущий по лезвию», «Воссоединение семейки Адамс». Элли также, как и главная героиня, училась у Пэй Мэя. Однако вела себя крайне неуважительно, за что и поплатилась, оставшись без глаза.
Китайского мастера Пэй Мэя, у которого учились сотрудники «киллерского агенства» в сильном гриме сыграл китайский киноактер Гордон Лиу (Лу Кар Фай). Также он сыграл и еще одну роль – военачальника клана «88 бешеных» Джонни Мо.
Верниту Грин, которая стала первой показанной в фильме жертвой мести, сыграла Вивика Фокс, которую Тарантино увидел в комедии «Игра на двоих». Фокс ранее работала с Умой Турман в фильме «Бетмен и Робин».
Сюжет.
Сюжет закручивается вокруг одной из лучших наёмных убийц, которая решила начать новую жизнь, первой страницей которой будет месть бывшим коллегам за попытку её убийства.
А эти коллеги – это отряд высококлассных киллеров, каждый из которых носит кодовое имя по названию одной из смертоносных змей: Чёрная мамба, Водяной щитомордник , Медноголовый щитомордник, Калифорнийская горная змея, Рогатый гремучник. А руководит этой змеиной бандой Заклинатель змей.
В этом «коллективе» присутствует только 1 не ядовитая змея – Калифорнийская горная, и это не просто так. Режиссер хотел показать, что обладательница этого псевдонима не так опасна, как другие ее соратники.
Месть – это основной двигатель всей сюжетной линии данного проекта. И человек, которому нечего терять – самый опасный исполнитель мести. А главная героиня фильма – именно такой человек. Её бывшие коллеги лишили ее всего – новой жизни, которую она собиралась начать с новыми людьми, нового окружения, и, что для неё было самым важным, новых членов семьи – мужа и неродившегося еще на тот момент ребенка…
Главная героиня подходит к осуществлению своего плана очень методично и хладнокровно. Прежде всего она составляет список всех «смертников», и приступает к их уничтожению.
Каждая из частей проекта поделена на отдельные главы, рассказывающие о конкретном пункте мести Беатрикс. Всего их 10, по 5 в каждой части.
Режиссер расположил их в своем стиле – не линейно и не традиционно.
Действо начинается с самого эпизода несостоявшегося убийства Беатрикс Киддо, когда Билл лично стреляет ей в голову. Этот же эпизод повторяется в начале второй части истории. Далее – показана больница, в которой Беатрикс приходит в себя после нескольких лет в коме. Перед тем, как покинуть больницу, героине приходится избавиться от слишком предприимчивого медбрата и его клиента, совершив двойное убийство, и снова едва не став целью очередной попытки убийства собственного...
Первая в списке Беатрикс значится О-рен Иши, которая защищена армией помощников-киллеров под названием «88 бешеных», и от которых необходимо избавится, прежде чем добраться до О-рен.
Беатрикс выигрывает этот поединок, в котором она продемонстрировала профессиональные качества и боевые умения «Черной Мамбы», бросившей вызов огромному клануприспешников О-Рен, а также силу воли, храбрость и бесстрашие.
После этого Беатрикс находит О-Рен в Зимнем саду и убивает ее в ходе поединка на мечах.
Вторая жертва в списке, Вернита Грин, в каком-то смысле повторила путь Беатрикс – завершила киллерскую карьеру и живет обычной жизнью с мужем и дочкой. Но это не спасло её от смерти от руки Чёрной Мамбы. И даже присутствие дочери Верниты не повлияло на Беатрикс в намерении отомстить. Уходя из дома Верниты, Беатрикс сказала её дочери: «Я не хотела это делать у тебя на глазах… Вырастешь, захочешь посчитаться со мной, буду ждать»
Третий пункт в списке оказывается более сложным. Подобравшись к Бадду, Беатрикс сама оказывается в роли жертвы, ибо Бад подкараулил её, и, выстрелив солью, усыпил с помощью снотворного. Проснувшись, Беатрикс оказывается связанной на кладбище, где Бадд хоронит её заживо в одной из старых могил.
Вспомнив уроки учителя Пэй Мэя, Беатрикс выбирается из заточения под землей и возвращается к Бадду.
Там оказывается Элли Драйвер, которая хотела забрать у Бада меч Беатрикс и для этого принесла ему змею, от укуса которой он и умирает. Сама Элли в ходе поединка с Беатрикс, лишается единственного глаза и остается в трейлере Бада наедине с принесенной ею же змеей.
У главной героини остается последний пункт – Билл.
И она, после встречи с ним и собственной дочерью, которую Билл, оказывается, растил в течениее 4-х лет, не отказывается от намерения всё-таки покончить с ним.
Что в итоге и происходит после длительных разговоров и монологов самого Билла.
Убивает она его при помощи специального приема, которому обучил ее Пэй Мэй.
Режиссер посчитал, что эти далеко не короткие тирады Билла дадут зрителю объяснения к сюжетной линии фильма и покажут возможность для оценки трагедии Беатрикс и Билла с учетом всех произошедших с ними событий.
Альтернативная версия фильма.
У самого фильма существует две версии – американская (международная) и японская. Различия есть в обеих частях фильма, но больше всего в первой.
В начале фильма в американской версии звучит фраза «Месть — это блюдо, которое лучше подавать холодным», в японской версии эпиграфом является посвящение японскому мастеру кинематографа Киндзи Фукасаку.
В японской версии мульт-вставка о детстве О-Рен Ишии более кровавая в сцене убийства Мацумото. Там О-Рен и Мацумото сначала пьют вино, а потом само убийство демонстрируется более детально, и показано, как девочка отрубает гангстеру голову.
В американской версии глава «Битва в Доме Голубых Листьев» частично показана в чёрно-белом варианте. В японском она полностью цветная и в ней больше сцен насилия.
В американской версии Беатрикс угрожает лежащей в багажнике Софи Фаталь отрубить вторую руку, в японской она действительно это делает.
Особенности съемок
Тарантино определил для актеров курс подготовительных тренировок. Он поставил им цель – овладеть кунг-фу и освоить искусство владения мечом. А также – просто привести себя в форму всем без исключения участникам актерского состава.
Тренировки проходили под руководством гонконгского режиссера и постановщика трюков и боевых сцен Юэнь Ву-Пина. Японский самурайский стиль осваивался под руководством Сонни Тибы.
Дэвид Каррадайн считал, что для него, учитывая его опыт, не будет ничего нового, но был не прав, так как и ему пришлось научиться кое-чему новому.
В ходе съемочного процесса многим актерам доставалось много травматичных эпизодов. Не повезло даже самому Тарантино. Актриса Тиака Куриама, виртуозно владеющая в фильме металлическим шаром на цепи, едва не пришибла его этим самым шаром. При съемке эпизода, где камера стояла за спиной актрисы, она раскрутила шар и он угодил точно на голову режиссера, стоявшего у кинокамеры. Тарантино повезло в том, что использовался легкий шарик. А их было два: для съемок крушения всего вокруг он был тяжелый, а для съемок с участием Умы Турман – облегченный. В режиссера улетел как раз этот лёгкий шар.
Другим участникам съемочного процесса такого везения не досталось.
Ума Турман травмировала колено, Дэрил Ханна получила множество синяков и ссадин, Вивика Фокс травмировала челюсть и порезалась стеклом.
Турман, конечно, доставалось больше всех. Она ведь должна была показать весь арсенал приемов, которым владела ее героиня Беатрикс Киддо. У актрисы была дублерша – каскадер из Новой Зеландии Зои Белл. Белл занималась корейским таэквондо, так что быстро освоила китайские и японские боевые искусства. А Тарантино впоследствии снял её как актрису в проекте «Доказательство смерти».
Тарантино заставлял Уму Турман делать такие рискованные действия, что участники съемочной группы в тайне от режиссера переименовали фильм в «Убить Уму».
Самым сложным для актрисы был эпизод, где Бадд хоронит Беатрикс заживо в старой могиле. По словам самой актрисы неделя, которую заняли съемки этого эпизода, была самой сложной за все время, так как у неё клаустрофобия.
Съемки эпизода смерти Билла заняли 78 дублей, прежде чем Тарантино постановил, что всё получилось.
Возможное продолжение.
Тарантино никогда не считал, что эта история рассказана до конца. В 2015 году он говорил, что продолжение фильма все еще возможно, но спешить не надо, и не надо торопить с решением актеров.По его мнению, всем актерам необходимо придти в тот возраст, который будет нужен для продолжения его фильма.
Ему самому же, по его словам,чтобы вернуться к этой теме, потребуется пятнадцать лет. И это при том, что, как он говорил, основа сюжетной линии у него есть – выжившая в бойне в первой части фильма Софи растит дочь Верниты Ники. А Ники готовится отомстить Беатрикс за смерть своей матери.
Интересные факты
Когда Беатрикс Киддо решает заказать себе новый меч Хаттори Ханзо, она едет на Окинаву, где тот живёт и владеет суши-ресторанчиком. В Японии же считается, что на Окинаве не бывает нормальных суши в принципе. Поэтому такое заведение – это то место, где не будет людей посторонних.
Имя «Беатрикс» для героини предложила Ума Турман, а фамилию «Киддо» придумал Тарантино.
Билл носит прозвище «Заклинатель змей», и водит в фильме итальянский спорткар De Tomaso Mangusta, то есть «общается» с мангустом, который является прирожденным охотником на ядовитых змей.
Также Билл хоть и является руководителем банды убийц, но в фильме они сам никого не убил.
В фильме достаточно интересная статистика убийств. В первой части их 41, во второй – всего 3.
Для идеального погружения в тему Тарантино указал Уме Турман на три фильма. которые она была обязана посмотреть - «Наемный убийца» Джона Ву (1989 ), «Крепкий кофеёк» (1973), известный также как просто «Коффи» и «За пригоршню долларов» (1964) режиссера Серджио Леоне.