Это, безусловно, один из двух лучших авторских мюзиклов современности, но первым был «Ла-Ла Ленд», а фильм Леоса Каракса все же скорее повторяет уже пройденное, чем задает новые правила, как это сделал Дэмьен Шазелл.
Каракс умеет красиво нарушать все, что нарушается и бодро шагать в шторм против течения, чем он и занимается всю свою жизнь и всю первую половину фильма: актеры и создатели «Аннетт», включая группу Sparks, тут нахально приветствуют зрителя, распевая песню о том, как сейчас начнут сниматься в этом фильме; Адам Драйвер и Марион Котийяр превращают секс в помпезную арию, стендап — в сеанс групповой психотерапии, а собственного ребенка — в Буратино. В течение первого часа кажется, что это прорыв, гениальное саморазоблачение режиссера и вдохновляющий плевок в сторону массового кино, тем не менее не мешающий фильму одинаково понравиться как любителям фестивального кино, так и Даниле Поперечному.
Главный герой «Аннетт», на манер «Возможности острова» Уэльбека, — популярный стендапер, буквально превращающий свои выступления в театрализованные перформансы не хуже Тома Круза из «Магнолии», ну или Энди Кауфмана. Его любовь — звезда оперы, регулярно умирающая на сцене. Вместе они — главная пара этого фантастического мира. Но есть одна проблема: это исповедальный фильм Каракса, а судьба у него не самая счастливая. Иногда герою Драйвера удается действительно смешно шутить (шутка про бебиситтинг — весьма ничего), но по большей части он тут не сильно отличается от социопатичного Кайло Рена. «Смешить зрителей — единственная возможность говорить правду, не будучи убитым», — говорит он, а потом происходит кое-что очень трагичное.
Меж тем любые бытовые действия — от кунилингуса до поедания банана тут превращаются в масштабную оперу с убийственными и монументальными образами и новаторским монтажом. Даже мотоциклетные клише, смешившие нас во втором сезоне «Настоящего детектива», здесь приобретают новую животную силу, а явные отсылки к «Звездным войнам» выглядят не то чтобы не пошло, а даже лучше оригинала. И Каракс отлично внедряет в повествование современные медиумы вроде веб-камер, новостных таблоидов, CCTV, аналогов ютуба и даже кардиомонитора, а также неплохо встраивает актуалочку: лесные пожары, ментальные проблемы, Me Too, и т.д. — на благо художественной красоты здесь работает буквально все.
Вся первая половина «Аннетт» — это не мюзикл, а настоящий театр, наглое нарушение канонов танцевально-песенного жанра, анти-мюзикл, построенный по логике оперы и нахально вступающий в противоречие со всем приятным, привычным и благозвучным. Но после драматичного твиста, о котором легко догадаются все, кому знакомо имя Екатерины Голубевой, сюжет принимает совсем уж банально-исповедальный характер, режиссерские вау-приемы заканчиваются, а Драйвер оказывается не в силах вывезти на себе все зрительское внимание в одиночку. На втором часе инопланетное величие фильма уступает место привычным мелодраматичным коллизиям, в результате чего он остается всего лишь мюзиклом — новаторским, душераздирающим, красивым, саморефлексивным, но всего лишь мюзиклом.
По сути, это первый действительно мейнстримный фильм Каракса, за который его легко полюбит массовый зритель, т.к. помимо бурных эмоций он дает отличную возможность, на манер «Черного лебедя», почувствовать себя знатоком авторского кино, не выходя из районного мультиплекса.