Оля росла в не богатой семье, хотя не богатой-это мягко сказано, шесть детей, она- второй по счету ребёнок, ленивая мать, вечноработающий отец, две комнатки в бараке, общая кухня, вода и удобства во дворе. Жила с ними ещё бабушка, на ней-то и держалось всё хозяйство.
Об учёбе речь толком и не заходила, да и какая тут учёба, когда за тобой по пятам бегает толпа орущих, полуголодных и грязных детей. Все лето Ольга с бабушкой проводила в лесу, собирала ягоды, грибы, сушили разную траву, потом продавали всё, а когда приходила из леса домой, то видела мать с полотенцем на голове, голодные детские глазки.
Приходилось самой готовить малышам, убираться, самый яркий случай из её воспоминания это, когда отец уехал на очередную шабашку, а бабушка напросилась к кому-то на лето сторожить дачу, чтобы дома появился хоть какой-то урожай, Ольга осталась за главную. Мать только и делала, что ругалась с соседями, да лежала с перевязанной головой. Еды в доме не было вообще, дети маленькие, матери на все плевать, а на кухне соседка варила картошку, только вот соседка жила в достатке , на кухне работала всегда в перчатках, а с картошкой ей возиться не особо хотелось и чистила она её быстро, срезая толстенную кожуру. Так вот, поставила соседка картошку вариться, а кожуру завернула в газетку и в ведро выкинула, вышла с кухни, Ольга вытащила эти отходы, принесла домой, промыла, да сварила. Дети в тот день не капризничали, наелись, радостные, а Ольга эту кожуру от картошки вспоминать будет всю свою жизнь.
Вечером позвала её соседка к себе в комнату
-Ты что гордая такая, что не могла попросить вам нормальной картошки домой?
Ольга готова была провалиться сквозь землю
-Совсем у вас есть не чего?
-Нет-ответила робко девчонка-да и стыдно попрошайничать.
-Ну попрошайничать стыдно, а вот заработать лучше, чем в ведре мусорном копаться!
-Да я рада заработать, только бабушка приедет в выходные , мы в лес с ней, там грибы пойдут, соберем-продадим, а еще клюква и брусника, так на денежки, что за это выручим, можно и зиму прожить, скромно, но можно.-наивно отвечала девчонка.
Соседка хмыкнула
глупая, да разве на такие гроши проживёшь! Тебе четырнадцать есть уже?
-Да, в мае было.
-Вот и хорошо. Пойдём к нам на фабрику. Я за месяц зарабатываю , как ты за все лето, а ещё премии бывают! Ты девчонка огонь, работы не побоишься, правда тяжело будет, когда в ночную, да ни чего, молодая, привыкнешь.
Ольга даже думать не стала, согласилась сразу, а школа... Ну и что школа, вон люди и без образования, а заработки какие, а папка у неё-инженеришка, работает за копейки, да еще и по шабашкам мотается, зато образованный... Нет, рубль в кармане надёжнее, чем диплом на полочке.
Дома к такой новости отнеслись безрадостно, мать ушла в себя, обдумывая, кто ж за детьми смотреть будет, отец ругался, что надо учиться, вся жизнь впереди, поработать успеет ещё, хотя сам прекрасно понимал, что если Ольга выйдет на работу, да если берут на фабрику, то ему по шабашкам можно будет не мотаться, старший сын уже связался с дурной компанией, жил где-то в гаражах, упустил отец его, а мелкие Ольгу слушаются плохо, жену вообще не слышат, не хватало еще, чтоб и они отбились от рук, нет им отец дома нужен, а всех денег не заработаешь. Только бабушка тихонько поплакала, её и не спросил ни кто, чего она думает, да и зачем, кому её мнение нужно, всем удобно так.
Ольга устроилась не просто на фабрику, а в горячий цех, ей вредность в стаж шла, талоны на молоко давали. Работы она и правда не побоялась, привыкла быстро, если честно сказать, то на работе ей было даже лучше, чем дома. Коллектив подобрался весь возрастной, она молоденькая одна была, быстро нахваталась и грубых словечек от баб и стеснение все осталось где-то. Зато деньги в кармане появились, да и дома теперь все сытые.
Так бы и проживали они в бараке, если б тот не сгорел. Ходили слухи, что это младшие дети из их семьи подожгли, но это только слухи. Да и пожар всем на руку сьиграл. В городе строили новый район, первые панельные девятиэтажные дома, вот погорельцев там и расселили. Ольгиным родителям дали трёхкомнатную квартиру, а бабушку посчитали отдельно и дали ей однокомнатную. Хитрая бывшая соседка насоветовала Ольгиному отцу похлопотать перед кем-то, и однокомнатная квартира бабушки оказалась соседней с их квартирой, а соседка поселилась этажом ниже.
Ещё много лет Ольга будет бегать к соседке за советами, но это потом, а пока...