Споры о необходимости технического осмотра идут уже давно. Но ситуация, по крайней мере, у нас в России, не меняется к лучшему. В очередной раз средства массовой информации стремятся привлечь внимание читателей заголовками, сообщающими об отмене процедуры, набившей оскомину большинству автовладельцев. В действительности, никакой отмены нет. Просто теперь нет необходимости заполнять диагностическую карту и получать заветный талон при оформлении полиса ОСАГО. Но зато на дороге любой инспектор ГИБДД может оштрафовать водителя за отсутствие необходимого документа.
То есть, по сути, контроль становится даже строже, чем ранее. Но так ли уж он необходим? Давайте попробуем разобраться.
Что говорит статистика
Возьмём, к примеру, США, одну из самых автомобилизированных стран мира. К проблеме технического осмотра, в зависимости от законодательства конкретного штата, там подходят дифференцированно:
- Самые строгие проверки проводятся в Вирджинии, где, кроме прочего, контролируют состояние рулевого управления, подвески и тормозной системы.
- На территории большинства административно-политических единиц США замеряют концентрацию выхлопных газов.
- В 13 штатах техосмотр не проводится совсем.
По данным статистики, из общего количества ДТП, происходящих на дорогах Северной Америки, лишь 0,7% аварий происходит из-за неисправного состояния транспортного средства. А значит, с точки зрения противников технического осмотра, нет необходимости тратить силы и средства на проведение проверок, не способных радикально изменить ситуацию на автомагистралях. Безусловно, это логичное рассуждение.
Любопытно, что в Европе, где действуют жёсткие правила техосмотра, количество ДТП, происходящих из-за поломок автомобилей, выше, чем в США – порядка 2 – 4%. При этом, как утверждает Клаус Бюргеман, исполнительный директор службы технического надзора в Германии (TUV), общее количество неисправных машин на дорогах его страны составляет почти 19%. Причиной происходящего немецкий чиновник считает ухудшившуюся экономическую ситуацию. Жители Германии просто вынуждены экономить на обслуживании техники.
Ну а как обстоят дела в нашей стране? Российская статистика, как это часто случается, лукавит. По информации из разных источников, процент неисправных авто, попавших в ДТП, составляет от 3 до 7 процентов. Но стало ли состояние техники действительной причиной аварии, не указывается.
В списке основных факторов, ставших причиной дорожно-транспортных происшествий, произошедших на дорогах Российской Федерации, указываются:
- Несоблюдение водителями правил дорожного движения (более 89%).
- Плохое состояние автомагистралей (почти 50%).
- Нарушение правил дорожного движения пешеходами (более 10%).
Несложно заметить, что технические неисправности не входят в тройку лидеров. Так почему же чиновники, с таким завидным рвением стремящиеся упорядочить, а то и ужесточить правила техосмотра, игнорируют куда более значимые проблемы?
Реальное положение дел
Как специалист в области проектирования и эксплуатации автомобильного транспорта и профессиональный водитель, чей стаж перевалил за 30 лет, я неоднократно обсуждал с коллегами ситуацию, сложившуюся с техническим осмотром в нашей стране. Подавляющее большинство участников обсуждений согласилось со следующими выводами:
- Основным фактором, влияющим на исправность транспортного средства, является регулярное и квалифицированное техническое обслуживание. Если автовладелец, соблюдая регламент ТО, регулярно пригоняет машину в сервисный центр или обслуживает технику самостоятельно, риск возникновения поломок минимален.
- Выявить все возможные неисправности, угрожающие безопасности дорожного движения, при проведении техосмотра по действующим правилам, невозможно. Куда более действенным инструментом оказывается уже упомянутое выше техническое обслуживание.
- Автомобиль – сложный механизм. Минуту назад исправная лампа может перегореть, едва машина покинет пункт инструментального контроля. Тормозной шланг способен лопнуть в тот момент, когда получивший заветный талон автовладелец, проехав несколько сотне метров, нажмёт на тормоз.
Добросовестный автомобилист, заботящийся о собственной безопасности, кровно заинтересован в том, чтобы поддерживать машину в исправном состоянии. Он проводит необходимые проверки ежемесячно, а иногда и еженедельно. А от безответственных разгильдяев не способен защитить проводимый раз в 1 – 2 года техосмотр.
Бытует точка зрения, что следует отменить технический осмотр личного транспорта, но сделать эту процедуру обязательной для автомобилей индивидуальных предпринимателей и предприятий, занимающихся перевозкой пассажиров и грузов. С моей точки зрения в этом нет никакого смысла. Объясню почему.
Выезжающий на маршрут водитель транспортного предприятия в обязательном порядке получает на руки путевой лист, на котором механик и контролёр подвижного состава, отвечающие за исправное состояние техники, ставят свои подписи.
Если неисправность выпущенного на линию автомобиля станет причиной ДТП, эти люди, а также вышестоящие руководители, по закону идут под суд. Зачем дублировать функции тех, кто и так обязан проводить необходимые проверки?
Заключение
Даже если предположить, что технический осмотр необходим, при существовании системы ОСАГО он должен быть прерогативой страховых компаний. Ведь производящие выплаты по ДТП фирмы непосредственно заинтересованы в исправности страхуемых транспортных средств. Во всех остальных случаях техосмотр превращается в бюрократическую кормушку, вокруг которой кормится множество чиновников разного ранга. К безопасности на дорогах подобные процедуры не имеют никакого отношения.