Найти в Дзене
LADA Niva Documentary ©

Старейший британский журнал AUTOCAR: «Лада Нива: русская икона 70-х все еще сильна в 2021 году»

После почти 50 лет напряженной работы Лада Нива планирует выход на пенсию. Мы отдаем уважение.

Вчера, 22 августа 2021 года, старейшее мировое автомобильное издание AUTOCAR (выходит в Британии с 1895 года) опубликовало развернутый иллюстрированный материал, посвященный российскому внедорожнику. Удостоится пристального внимания такого издания – это само по себе уже успех. Предлагаю ознакомиться с нашим авторским переводом статьи британского журналиста издания Феликса Пэйджа.

Фото: Autocar(UK)
Фото: Autocar(UK)

Этот обзор не из тех, удобных, позволяющих рекомендовать. Ведь объективно, с учетом современного автомобильного рынка, в отношении Лада «Нива» - это делать нелегко.
Может быть для вас неудивительно, но в основном, в неизменном виде она продается с 1977 года, относясь к категории «рабочих лошадок без излишеств» и вряд ли еще получит какие-то улучшения и обновления, имеющиеся повсеместно у современных автомобилей. Вместо чего она просто с высокой эффективностью продается из-за доступности в цене, долговечности и высокой проходимости.

Фото: Autocar(UK)
Фото: Autocar(UK)

Но время проходит и вот, уже спустя полвека с момента, когда первый прототип был признан готовым к серийному выпуску, назначена дата окончания его производства. Поэтому мы и находимся здесь, сочиняя последнюю в череде хвалебных прощальных речей в честь автомобиля из сегмента «сотрясателей», таких как BMW i8, McLaren 570S и Toyota GT86. Вот такая странная компания для делового сельскохозяйственного внедорожника (при этом, давайте вспомним, что он официально не продается в Британии с 1996 года). Но с точки зрения проходимости остающаяся у всех в памяти, «Нива» стоит на голову выше более желанных ее современников.

Фото: Autocar(UK)
Фото: Autocar(UK)

Для начала, есть фактор возраста. Когда «Нива» была показана западной публике на Парижском мотор-шоу в 1978 году, Милтону Кинсу* было около 10 лет, АББА боролась за первые места в топах музыкальных чартов с песнями из кинокартины «Бриолин», и еще на протяжении почти 13 лет страной ее происхождения продолжал оставаться СССР. Не то чтобы понятие современного автомобиля имело бы значение для продаж. Так, чисто функциональный внедорожник без толики уступок в угоду удовольствия от вождения с низким расходом топлива и высокой скоростью по прямой.

Фото: Autocar(UK)
Фото: Autocar(UK)

«Нива», таким образом, была спроектирована чтобы комфортно взламывать подмерзшую грязь пшеничных полей в Сибири и взбираться по каменистым окраинам равнин Бразилии. Вы будете снова не будете удивлены, вновь услышав, что ее суровое очарование не выдерживает длительной эксплуатации на городских улицах, автобанах и магистралях.
Однажды подобная критика была высказана даже в адрес Land Rover Defender, Jeep Wrangler и даже Mercedes-Benz G-класса. И что? Эти модели превратились в «паркетники», удобные для дорог и, зачастую, ориентированные на сегмент премиум-класса. Но их почти трюковые внедорожные свойства занимают 3-е место среди причин  привлекательности и популярности.

Фото: Autocar(UK)
Фото: Autocar(UK)

Не то чтобы «Нива», остающаяся на службе утилитарности вот уже более четырех десятилетий, является сейчас топ-запросом в списке неотложных дел, просто причина в том, что она продолжает оставаться дешевой. И даже если вы приобретете в Восточном Лондоне новенькую «Ниву» с британскими регистрационным номером 2021 года у давно импортирующего Ладу Марка Ки, не ждите он нее новых впечатлений, сопоставимых с ближайшими западными конкурентами.

Отсутствие развлекательной системы на тестируемом образце – единственный недостаток при повседневной эксплуатации. Ну и еще - забавные видимые пружины подвески, обескураживающе-тонкие панели кузова, безликая панель управления, грубые рычаги блокировки дифференциала и раздаточной коробки. Это своего рода не лишенный привкуса ретро-шика очистительный набор для наполненных сенсорными экранами и полупроводниками современных автомобилей.

Фото: Autocar(UK)
Фото: Autocar(UK)

Конечно, у «Нивы» свои причуды и недостатки. Например, рычаг КПП, которым почти невозможно включить 1 и 3 передачи, невзирая на расчетное положение водителя, и подрулевые переключатели, связанные с «баранкой» только по духу. Вы можете усмехнуться раздельным ключам зажигания и отпирания дверей, скреплённых стильным полупрозрачным брелоком и падению мощности двигателя при включении кондиционера.

Фото: Autocar(UK)
Фото: Autocar(UK)

В разумных условиях и на достаточно короткие дистанции вождение не так трудно и утомительно, как может ожидать водитель. Есть гидроусилитель руля, электрические стеклоподъемники, кондиционер и даже самовыключающиеся индикаторы поворота (очень по-городски). Так что однажды, преодолев постоянно дезориентирующее ощущение от переключения передач правой рукой и от слегка смещенных от центра педалями, вы примите это как совершенно адекватное. Просто привыкните улыбаться и размахивать руками. Много.

Фото: Autocar(UK)
Фото: Autocar(UK)

Если вы когда-либо водили узнаваемую классику, такую как Volkswagen Beetle, некогда такую обыденную реликвию, как Morris Marina, или даже что-то столь же забавно-неуместное, как Hummer H2, на дорогах общего пользования Великобритании, вы оцените, сколько радости приносят такие автомобили другим участникам дорожного движения и прохожим. Припаркуйте, скажем, польский FSO Polonez за Lamborghini Aventador в Найтсбридже и посмотрите, кто из них привлечет наибольшее внимание. То же самое и с «Нивой»: за каждую жертву в виде вызывающих гримасу ударов подвески, скрипов рулевой колонки или грубых переключений передач, вы получаете в награду фургон, вызывающий одобрение сияющих строителей, "большой палец вверх" от садовников или врачей. Одним словом, ностальгический взгляд людей, однажды тоже владевших "Ладой".

Такое вытворяет с машиной ее раритетность, но в паре с эксклюзивностью и почти беспрецедентной доступностью это - рецепт настоящего человеческого удовольствия. И парень, эта Нива доступна. Ввезенные экземпляры Марк Ки оценивает от £12 495 без НДС, что делает российский внедорожник примерно таким же по стоимости, как Citroën C3 в базовой комплектации. Более очевидной альтернативой является Duster 4x4 от другого бренда Renault Group - Dacia, но даже он требует £19 245, в то время как Suzuki Jimny, всего с двумя сиденьями, стоит более £20 000.

Фото: Autocar(UK)
Фото: Autocar(UK)

Если полностью раскрывать информацию, модификация Luxe цвета «кориандр», на которую вы смотрите, стоит £17 795 (из-за ее стильных легкосплавных дисков, электрических стеклоподъемников и кондиционера), что примерно соответствует тому, сколько вы заплатите за Land Rover Defender 90 2007 года выпуска в коммерческом двухместном исполнении.
«Нива» могла бы показать своим ближайшим конкурентам по цене при обгоне пару своих чистых брызговиков даже на бездорожье, но притом, что вы не будете беспокоиться о вмятинах и царапинах. Черт возьми, да этот старый потрепанный внедорожник выглядит в 10 раз целеустрёмленней и подготовленней, чем нынешние избалованные образцы, так что сделайте его грязным!

И он вознаградит вас за это; впечатляющий ход мостов, внушительный "метровый" дорожный просвет и низкая снаряженная масса означают, что перед вами - бегун по заросшим колеям и полям, который как тот гиперактивный колли, преодолеет и приличный брод и более мрачные участки. Такая возможность на непроходимом маршруте в какой-то мере компенсирует вам бескомпромиссную пытку от его повседневного вождения.

Фото: Autocar(UK)
Фото: Autocar(UK)

Конечно же, вы не ограничитесь проселками и задними дворами. Веб-сайт Марка Ки с гордостью заявляет, что внушающий страх атмосферный 1,7-литровый четырехцилиндровый бензиновый двигатель «Нивы» мощностью 82 л.с. и моментом 128 Нм соответствует требованиям лондонского ULEZ**.
И даже несмотря на полное игнорирование в автомобиле принципов аэродинамики, мы проехали по автостраде более 30 миль на 1 галлоне топлива***.

Фото: Autocar(UK)
Фото: Autocar(UK)

На самом деле, взвешивать экономический смысл владения Lada практически излишне. Хочешь «Ниву» - покупай «Ниву». Во многом, по тем же причинам, по которым вы бы купили любую машину сердцем, а не головой: она почти бесподобна, она совершенно пронизана шармом и, с учетом несоответствий в разбросе своих возможностей, прекрасно справляется с тем, для чего была спроектирована. И хотя, дни «Нивы» сочтены, ее официально не прекратят выпускать до конца 2023 года, так что у вас будет достаточно времени, чтобы оформить заказ. Прежде чем в продажу поступит новая «Нива, разработанная на базе Renault, возможно с гибридной силовой установкой и, храни нас небеса, со слегка облагороженными обводами кузова.

*Город в графстве Бакингемшире, юго-восточная Англия, основан в 1967 году, население 230 тысяч.

** Зона сверхнизкой эмиссии выхлопных газов
*** соответствует расходу в 9,3 литра на 100 км

Ю.Е.Е., 2021

Понравился перевод статьи? Жми на лайк и подписку!