Через три дня после начала экспедиции в окрестности Акурейри профессор Гуннар Дэниелссон, декан факультета геологии, снова засиделся в своём маленьком кабинете Исландского университета в Рейкьявике допоздна. Он неспешно перебирал монографии студентов, с неохотой проверяя написанные ими труды и оставляя на полях неразборчивые заметки. Глаза Гуннара уже давно были полны песка от усталости и недостаточно яркого света, царившего в кабинете. Но мужчина упорно продолжал сидеть над бумагами. Заставить себя пойти домой и расслабиться, когда его коллеги изучают вулкан на севере страны, Гуннар никак не мог. Поэтому все, что ему оставалось – это сидеть в своем старом скрипучем и потертом кожаном кресле и ждать новостей. Пытаясь вчитаться в очередную работу о карстовых разломах, Гуннар начал клевать носом и почти задремал, когда в кабинете раздался пронзительный телефонный звонок.
- Проклятье, чертов бардак... – бормотал он себе под нос, роясь в бумагах на своём рабочем столе в поисках трезвонящего телефона - Где ты есть, маленький засранец?!
Взгляд профессора выхватил под кипой папок горизонтальный лоток для документов, в котором лежал старенький пластиковый кнопочный мобильный телефон. Быстро выудив его на поверхность, Гуннар нажал кнопку принятия вызова и приложил телефон к уху, но трубка молчала. Зато писклявая мелодия откуда-то из глубин стола настойчиво продолжала играть. Звонил другой телефон.
- Неужели тот? - удивлённо воскликнул мужчина и принялся за ящики стола. Во втором снизу, под двумя исписанными ежедневниками, источник шума наконец-то нашёлся.
«Аварийный будильник» - произнёс Стив Джонсон в голове Гуннара предостерегающую мысль, а во рту снова почувствовался кислый вкус пива из закусочной в трёх кварталах от университета, где они шумно спорили о предстоящей экспедиции три насыщенных года назад.
- Не может быть... - дрогнувшей рукой профессор ответил на звонок и постарался изобразить непринужденный тон - Привет, Стив! Нашёл что-нибудь стоящее?
- Это Фрея - быстро ответила женщина на другом конце провода - Согласно протоколу, теперь я возглавляю экспедицию. Стив поги... Пропал. Робертс... Так же пропала. Мы с Кельбергом эвакуировались на вертолете...
- Подожди, подожди минуту, Фрея! - прервал её Гуннар - Что значит пропал? Куда пропал? Что стряслось?
- Вулкан взорвался, Гун - надтреснувшим голосом ответила Фрея, словно впервые произнесла эти слова вслух и не справилась с их тяжестью.
- Взорвался? - не сознавая своих действий, Гуннар подошёл к окну позади рабочего стола и внимательно осмотрел линию горизонта в поисках столба дыма или чего-то подобного, но ничего кроме темной парковки перед университетом, конечно, не увидел - Сулур взорвался?
- Да, Гун. Извержение продолжается и набирает силу, идёт уже минут сорок. Мы бы вышли на связь раньше, но шум вертолета и помехи были слишком...
- А Стив? Где он? - вцепившись в подоконник спросил мужчина и почувствовал острый укол дежавю в области сердечной мышцы. Когда его сын попал в аварию, ему тоже позвонила женщина, и он тоже был на работе. В тот раз его сердце сжалось и замерло от судороги инфаркта, поэтому сейчас он старался дышать глубже и спокойнее.
- Они... Стив и Робертс... Эмма... Они были внутри - с трудом выдавливая слова и сдерживая слезы, ответила Фрея - Они были внутри вулкана.
- Господи Иисусе... - прошептал Гуннар и, нащупав край своего стола, обессилено к нему привалился - Какого черта они там забыли?
- Гун, нужно чтобы ты связался с властями - на этот раз перебила Фрея, взяв себя в руки и оставив его вопрос без ответа – Мы на пути в Акурейри, посадили вертолет, чтобы связаться с тобой. Отсюда всех нужно вывозить. Если цепная реакция пойдёт по всем сопкам Керлинга, мы будем в лаве по колено уже через час. Слышишь, Гуннар? Срочно нужно связаться с влас...
- По колено, надо же... Да, да, я понял - отогнав эхо давнего спора со Стивом и выйдя из оцепенения, заговорил профессор - Я все устрою. Вы с Андерсом в порядке?
- Переломы, но в остальном порядок - отмахнулась Фрея - Главное подготовить эвакуацию.
- Уже звоню - хватаясь за мобильник на столе, ответил Гуннар и отключил связь с Фреей, сосредоточившись на новом телефонном разговоре.
Ожидая ответа, профессор снова подошёл к окну и пристально посмотрел налево, на север, туда, где должен был располагаться Сулур. За окном сгущались сумерки, поэтому разобрать что-либо было трудно, но Гуннару показалось, что он различает на темных тучах вдали красноватые отсветы.
- Приемная, чем могу помочь? - раздался в трубке вежливый мужской голос.
- Соедините меня с Уннер пожалуйста, и поскорее.
- Простите, госпожа министр сейчас занята...
- Послушай, Джонас - закрыв глаза и помассировав их свободной рукой, сказал Гуннар - Скажи ей, что звонит Гуннар Дэниелссон и у него экологическая катастрофа на носу! А это как раз по её части, верно? И ради Бога, сделай все быстро, пока половину острова не накрыло лавой!
- Извините, профессор, не узнал вас. Соединяю - быстро ответил мужчина и отключился, оставив после себя музыку.
«Аварийный будильник» - снова подумал Гуннар и потянулся к своему смартфону в кармане жилетки, чтобы позвонить жене. Он ненавидел признавать поражения в спорах, но на этот раз Стив обыграл его вчистую. И, неужели, ценой своей жизни?
«Черт! Придется позвонить и его жене!» - опомнился профессор и понуро опустил плечи.
О том, как преподнести ей эту странную и страшную новость он еще не подумал, но уже отчетливо смог представить себе эффект от его слов, что бы он там ей ни сказал. И какой бы бывшей она ни была, Аманда всё еще носила фамилию Джонсон и воспитывала их общую со Стивом дочь. Гуннар не был знаком с Амандой лично, но Стив много о ней рассказывал и, исходя из этих рассказов, профессор почти уже слышал сквозь тихие слезы Аманды её обозленную фразу:
«Говорила ему, держись подальше от своих проклятых вулканов!»
Но, если бы мужья всегда слушались своих жен, скольких бы открытий недобрала Земля? И сколько бы сэкономил нобелевский фонд…
- Я же просила вас не звонить по личным вопросам на работу, Гуннар – зазвучал в его трубке спокойный, но сильный женский голос – Добрый вечер.
- Здравствуй, Унн – вежливо отреагировал Гуннар – А с чего ты взяла, что я по личному?
- Мой помощник сказал, что у вас там какая-то катастрофа, но у меня всё тихо, вот мы и подумали – попыталась оправдаться Уннер, но мужчина прервал ее усталым выдохом.
- Твой помощник известный болван, Унн.
- Хорошо, давайте уточним, вы говорите об экологической катастрофе в Исландии? – терпеливо поинтересовалась женщина – Потому что если да, то мы похоже с вами на разных островах, ни один из моих департаментов не сообщал…
- У меня там вулкан извергается, рядом с Акурейри, земля разламывается, лава течет и всё такое – нарочито небрежно сказал Гуннар – Подползает к домам городка, сжигает все на своем пути. Не похоже на катастрофу? А может быть твои сотрудники просто никчемные некомпетентные бездельники? Моя экспедиция там прямо сейчас, на чертовом Сулуре, который к чертовой матери взорвался! И ты еще будешь говорить мне про разные острова? Ты министр окружающей среды или девица на маскараде? Ты вообще в своем уме, Уннер? У меня там люди погибли, а ты… Да как ты смеешь!!!
От своей полной праведного гнева речи Гуннар на минуту поддался накатившей одышке и умолк, устало опускаясь в свое старое кресло. В глазах начало темнеть, а на уши навалилась тяжелая, скрадывающая звуки вата. Сквозь нее он еле различимо слышал свою собеседницу.
- Гуннар! Гун, ради всего святого, ответьте! Вы в порядке? Гуннар, вы слышите? О, Господи… - наконец смог он разобрать встревоженные вопросы Уннер.
- Да в порядке я, в порядке – немного отдышавшись, ответил мужчина и откинулся на спинку кресла – Просто устал немного.
- Вы же знаете, что вам нельзя волноваться, Гуннар! После того случая с Олай… Доктора же говорили вам, что нужно избегать стрессов, побольше бывать на свежем воздухе – смягчившись, говорила в его трубке женщина – Надеюсь, что вы хотя бы не забываете пить лекарства, правда?
- Да, конечно – легко соврал Гуннар – Прости, что накричал, Унни. Ты ни в чем не виновата, само собой. Просто выслушай, ладно?
- Ничего страшного – вернув в голос спокойствие, ответила женщина – Рассказывайте, пожалуйста.
Гуннар сделал еще несколько глубоких вдохов и попытался собраться с мыслями, но упомянутый его невесткой погибший сын Олафар раскаленным угольком обжег усталую стариковскую душу. Как и Уннер, потерявшая в лице Олафара мужа, Гуннар с головой ушел в работу, стараясь заглушить утрату единственного сына. Но даже теперь, спустя почти шесть лет, одно лишь упоминание той трагедии сбило маститого ученого колосса с его глиняных ног.
- Три дня назад группа моих коллег отправилась на вулканическую цепочку Керлинг около города Акурейри. Думаю, ты еще помнишь, как долго и мучительно мы пытались договориться об этой работе с твоим министерством. Пять минут назад группа вышла на связь, доложила об извержении вулкана и попросила организовать эвакуацию ближайших населенных пунктов. Если извержение одного вулкана усилится и дестабилизирует всю цепочку, то весь север острова затопит лавой, и мы просто потеряем целый город. Два десятка тысяч человек погибнет…
- Постойте, Гуннар, минуту! – нервным голосом прервала его Уннер – У меня нет никаких данных о том, что около Акурейри что-то произошло. Я проверяю показания с наших станций в реальном времени и там ничего не происх…
Женщина осеклась, и трубка во вспотевшей руке Гуннара надолго умолкла. Он слышал быстрое щелканье клавиатуры и мыши, характерный треск принтера и неконтролируемо участившееся дыхание своей собеседницы. Закончив работать с оргтехникой, Уннер снова заговорила.
- Всё, теперь вижу. Господи… Это очень серьезно, Гун. Что там произошло? – без нажима спросила женщина, явно слегка растерявшаяся от того, что ей открылось – Там же всё было спокойно… А теперь… Такое ощущение, что там все разваливается на куски. Ваши коллеги… Они могли как-то… Спровоцировать…?
- Конечно, если бы взорвали там огромную бомбу! – вскакивая со стула, выпалил Гуннар и снова начал терять самообладание – Всё, что они там делали, так это твою работу! Не смей даже мысли допускать о том, что они… Они там… Да они там умирали за ваши задницы, кабинетные крысы!!!
- Умирали? – уточнила Уннер почти шепотом – У вас есть… Жертвы?
- Двое пропали – нехотя признал Гуннар – Двое эвакуировались на вертолете.
- Поняла – быстро ответила женщина – Не волнуйтесь, Гуннар. Мы их найдем. Я всё организую. Оставайтесь на связи, пожалуйста. Я свяжусь с вами, как только появятся новости. Всего доброго.
Госпожа министр окружающей среды положила трубку, оставив распалившегося Гуннара наедине с собственными мыслями. Оглядев свой темный кабинет, он задумчиво потер колючий подбородок и посмотрел на телефоны, лежащие в его руке и на рабочем столе. Как притаившиеся гадюки, до поры до времени они затихли, чтобы в следующий раз укусить его еще сильнее.
Убрав их в карманы своей утепленной жилетки, Гуннар выключил настольную лампу и направился в коридор, чтобы подняться на этаж выше и заглянуть в кабинет Стива. Ему нужно было связаться с Амандой Джонсон, но он не знал номера и должен был найти его там, в ноутбуке своего коллеги. Шаги мужчины гулко гремели, нарушая тишину длинного пустого коридора Исландского университета.