Найти в Дзене
Открытые НКО

«Развитие инклюзивных практик для детей с РАС»: как в игровой форме научить детей тому, что им пригодится в школьной жизни

Арина Плотникова / АНО центр содействия инклюзии детей с ОВЗ КОНТРАСТ, ЧООО "Особые семьи"

Учебный год для этих ребят начнется в школе, вместе с другими детьми, а не дома на индивидуальном обучении. 30 ребят с аутизмом из Санкт-Петербурга прошли специальную подготовку к школе, чтобы в сентябре сесть за парты вместе со сверстниками.

Фото: Центр содействия инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья “Контраст»
Фото: Центр содействия инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья “Контраст»

Программа «Учимся и растем. Развитие инклюзивных практик для детей с РАС» стартовала в апреле 2020 года. Тогда открыли шесть регулярных групп, в каждой из которых занимались по пять ребят в сопровождении тьюторов. Занятия строили таким образом, чтобы в игровой форме научить детей тому, что им пригодится в школьной жизни: сидеть за столом, слушать и выполнять фронтальные инструкции учителя, работать в группе. Получился своеобразный симулятор школьной обстановки. И хотя в настоящей школе будут другие классы, другие дети и учителя, ребятам с РАС ситуация урока уже будет знакома.

— Мы опираемся на имеющийся собственный опыт создания ресурсного класса на базе Центра образования №173 Петроградского района Санкт-Петербурга. В классе пять детей с РАС от 7 до 14 лет, в том числе имеющие различные формы нежелательного поведения, есть невербальные дети. Они успешно обучаются вместе со своими типично развивающимися сверстниками в условиях инклюзии, — говорят авторы проекта АНО «Контраст».

Фото: Центр содействия инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья “Контраст»
Фото: Центр содействия инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья “Контраст»

Детей на подготовительных занятиях в течение полугода сопровождали тьюторы, педагог-дефектолог, поведенческий аналитик. Стояла задача помочь особенным ребятам не только научиться получать знания в рамках школы, но и «прокачать» свои коммуникативные навыки. Общественники привлекли к процессу подготовки и родителей детей с РАС, их приглашали на лекции, давали им инструкции по развитию ребенка дома, но сами занятия проходили без участия мам и пап – это необходимо, чтобы дать детям больше самостоятельности.

— В программе используются принципы и методы прикладного анализа поведения, а также стратегии, которые помогают сформировать учебные навыки, развивать совместное внимание, язык, коммуникацию в группе.

Фото: Центр содействия инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья “Контраст»
Фото: Центр содействия инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья “Контраст»

В августе 2021 года программа обучения для групп завершается. Все дети идут в школу и будут обучаться в ресурсных классах. Благодаря президентскому гранту общественники оказали поддержку и сопровождение двум новым ресурсным классам и двум действующим ресурсным классам в школах Московского, Адмиралтейского и Петроградского районов Санкт-Петербурга.

-4

👉 "ОТКРЫТЫЕ НКО" - подписывайтесь

на наш канал и каждый день будьте в курсе новостей о Благотворительности в России.

Проект «Открытые НКО» реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов 🤝