Архимандрит Зинон (Теодор) по светскому образованию художник. Учась на втором курсе отделения живописи Одесского художественного училища, молодой человек решил, что не будет художником и посвятит свою жизнь иконописанию.
Технику иконы, каноны, художественные приемы и другие секреты иконописного ремесла осваивал самостоятельно. Дипломный триптих "Андрей Рублев" руководитель не одобрил, пришлось взять другую тему.
Похоже, вела его все-таки судьба: по окончании учебы отслужил в армии, поработал в Успенском кафедральном соборе Одессы, а с 1976 года стал монахом и посвятил себя служению иконописи в Псково-Печерском Успенском монастыре.
Зинон глубоко изучал богословие, церковнославянский язык. В книге "Беседы иконописца" он пишет:
Для того, чтобы писать иконы по-настоящему, надо в точности соблюдать ту технологию, которой пользовались в старину.
Краски должны быть минеральные, за исключением простейших, например, свинцовых белил.
Грунт на доске готовится на осетровом клею – сейчас это очень накладно, но и в древности иконы стоили очень дорого.
Олифу я тоже сам варю, краски мне растирают помощники. Начиная с доски и кончая покрытием олифой, все я стараюсь делать сам, по рецептам, которые сохранились от древних мастеров.
По ступеням мастерства
В 1979 году Патриарх Пимен, прекрасно знавший древнюю иконописную традицию, вызвал отца Зинона в Троице-Сергиеву Лавру. Здесь Зинон написал иконостасы приделов в крипте Успенского собора, расписал закомары, выполнил надвратный образ преподобных Сергия и Никона Радонежских, создал множество отдельных икон.
В 1983 году в ответ на просьбу отпустить в Псково-Печерский монастырь его, напротив, в силу востребованности перевели в Даниловский монастырь. Отпустили только в 1985 году. Кстати, после исполнения иконостаса в Даниловском монастыре г. Москвы, отца Зинона в мировых кругах стали нарекать "Новым Рублевым".
И президент США Рональд Рейган посетил Даниловский монастырь в 1988г. с целью посмотреть иконостас и познакомиться с Зиноном, который "от встречи уклонился, считая, что иконописцу, а прежде всего монаху, не подобает принимать почет и славу, а наоборот быть в тени и умаляться".
В эти годы Зинон много писал и преподавал в Финляндии, Франции, Бельгии, Италии. По примеру Зинона в Европе стали организовывать курсы иконописного мастерства.
Создание иконописной школы во Пскове
Иконописец Зинон впервые вывел русскую икону на международный уровень. И видя такой интерес к иконе, к русской иконописи, было решено под руководством архимандрита Зинона создать Международный иконописный центр во Пскове.
И в 1994 году он был переведен из Псково-Печерского в Спасо-Преображенский Мирожский монастырь.
Дело в том, что после революции 1917 года в Мирожском монастыре размещалась Псковская экскурсионная станция. В 1994 году надвратный храм Первомученика Стефана, братский корпус и дом настоятеля были переданы Псковской епархии по договору аренды специально под Международную иконописную школу, которую возглавил как раз архимандрит Зинон (Теодор).
Намеревались даже построить новый корпус с современным оборудованием. Даже были найдены международные средства.
В 1995 году архимандрит был удостоен Государственной премии РФ «За вклад в возрождение иконописной традиции в России» (денежная часть премии была передана Высшей Свято-Филаретовской московской православно-христианской школе).
Все шло своим чередом до запрещения в служении
Это произошло после того, как Зинон разрешил католическому протоиерею отслужить мессу в неосвящённой часовне Спасо-Преображенского Мирожского монастыря, а в конце литургии причастился вместе с католиками, чего не дозволяют православные каноны.
Архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий (Саввин) наложил прещение (наказание) на иконописца.
«Я ему заявил, что раз он действует в нарушение своей присяги и не советуется с правящим епископом, то я не могу считать его клириком своей епархии. Виной всему — гордость», — пояснил своё решение архиепископ Евсевий.
Архимандрит Зинон согласился терпеливо ждать отмены наказания. Он уехал в деревню Гверстонь Печерского района и создал там общину, построившую небольшой каменный храм.
Школу же в монастыре возглавил отец Алипий, у которого и обучались псковские художники. Около 2001 года в связи с отъездом отца Алипия художники покинули школу.
21 декабря 2001 года патриарх Алексий II подписал указ о снятии прещений, наложенных на архимандрита Зинона. Но возвращение отца Зинона в обитель не состоялось, как не смогли продолжить работу над иконами в стенах монастыря и художники. Им сообщили, что прием православных мирян для обучения иконописи прекращен.
В 2011 году в монастыре начала работу иконописная школа для детей города Пскова ((
И сегодня практически ничего, кроме воспоминаний, не связывает имя великого иконописца с обителью, которая могла стать для него родной на долгие годы, а для всего мира вырасти в один из центров российского Православия.
В Пскове есть еще одна очень больная тема, связанная с творчеством архимандрита Зинона
Предлагаю посмотреть 25-минутный документальный фильм о работе иконописца вообще и работе Зинона в школе иконописи в Мирожском монастыре в частности.
Источники
https://ru.wikipedia.org Зинон_(Теодор)
https://nandzed.livejournal.com/6588408.html?amp=1
Если покажется интересным, отметьте, поделитесь с друзьями ). Можно подписаться на канал. И подскажите, если что окажется не так или о чём еще надо будет написать. Спасибо.