Найти тему
Люблю Псков

Как случилось, что Мирожский монастырь не стал колыбелью Международной иконописной школы. Архимандрит Зинон

Оглавление

Архимандрит Зинон (Теодор) по светскому образованию художник. Учась на втором курсе отделения живописи Одесского художественного училища, молодой человек решил, что не будет художником и посвятит свою жизнь иконописанию.

Технику иконы, каноны, художественные приемы и другие секреты иконописного ремесла осваивал самостоятельно. Дипломный триптих "Андрей Рублев" руководитель не одобрил, пришлось взять другую тему.

Похоже, вела его все-таки судьба: по окончании учебы отслужил в армии, поработал в Успенском кафедральном соборе Одессы, а с 1976 года стал монахом и посвятил себя служению иконописи в Псково-Печерском Успенском монастыре.

О. Зинон в Псково-Печерском монастыре
О. Зинон в Псково-Печерском монастыре

Зинон глубоко изучал богословие, церковнославянский язык. В книге "Беседы иконописца" он пишет:

Для того, чтобы писать иконы по-настоящему, надо в точности соблюдать ту технологию, которой пользовались в старину.
Краски должны быть минеральные, за исключением простейших, например, свинцовых белил.
Грунт на доске готовится на осетровом клею – сейчас это очень накладно, но и в древности иконы стоили очень дорого.
Олифу я тоже сам варю, краски мне растирают помощники. Начиная с доски и кончая покрытием олифой, все я стараюсь делать сам, по рецептам, которые сохранились от древних мастеров.

По ступеням мастерства

В 1979 году Патриарх Пимен, прекрасно знавший древнюю иконописную традицию, вызвал отца Зинона в Троице-Сергиеву Лавру. Здесь Зинон написал иконостасы приделов в крипте Успенского собора, расписал закомары, выполнил надвратный образ преподобных Сергия и Никона Радонежских, создал множество отдельных икон.

В 1983 году в ответ на просьбу отпустить в Псково-Печерский монастырь его, напротив, в силу востребованности перевели в Даниловский монастырь. Отпустили только в 1985 году. Кстати, после исполнения иконостаса в Даниловском монастыре г. Москвы, отца Зинона в мировых кругах стали нарекать "Новым Рублевым".

В Даниловском монастыре
В Даниловском монастыре
Фрагмент иконостаса Даниловского монастыря
Фрагмент иконостаса Даниловского монастыря

И президент США Рональд Рейган посетил Даниловский монастырь в 1988г. с целью посмотреть иконостас и познакомиться с Зиноном, который "от встречи уклонился, считая, что иконописцу, а прежде всего монаху, не подобает принимать почет и славу, а наоборот быть в тени и умаляться".

В эти годы Зинон много писал и преподавал в Финляндии, Франции, Бельгии, Италии. По примеру Зинона в Европе стали организовывать курсы иконописного мастерства.

Из книги "Беседы иконописца"
Из книги "Беседы иконописца"

Создание иконописной школы во Пскове

Иконописец Зинон впервые вывел русскую икону на международный уровень. И видя такой интерес к иконе, к русской иконописи, было решено под руководством архимандрита Зинона создать Международный иконописный центр во Пскове.

И в 1994 году он был переведен из Псково-Печерского в Спасо-Преображенский Мирожский монастырь.

Спасо-Преображенский Мирожский монастырь
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь

Дело в том, что после революции 1917 года в Мирожском монастыре размещалась Псковская экскурсионная станция. В 1994 году надвратный храм Первомученика Стефана, братский корпус и дом настоятеля были переданы Псковской епархии по договору аренды специально под Международную иконописную школу, которую возглавил как раз архимандрит Зинон (Теодор).

Иконостас Мирожского монастыря
Иконостас Мирожского монастыря
Христос. Мирожский монастырь
Христос. Мирожский монастырь

Намеревались даже построить новый корпус с современным оборудованием. Даже были найдены международные средства.

В 1995 году архимандрит был удостоен Государственной премии РФ «За вклад в возрождение иконописной традиции в России» (денежная часть премии была передана Высшей Свято-Филаретовской московской православно-христианской школе).

Все шло своим чередом до запрещения в служении

Это произошло после того, как Зинон разрешил католическому протоиерею отслужить мессу в неосвящённой часовне Спасо-Преображенского Мирожского монастыря, а в конце литургии причастился вместе с католиками, чего не дозволяют православные каноны.

Архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий (Саввин) наложил прещение (наказание) на иконописца.

«Я ему заявил, что раз он действует в нарушение своей присяги и не советуется с правящим епископом, то я не могу считать его клириком своей епархии. Виной всему — гордость», — пояснил своё решение архиепископ Евсевий.

Архимандрит Зинон согласился терпеливо ждать отмены наказания. Он уехал в деревню Гверстонь Печерского района и создал там общину, построившую небольшой каменный храм.

 Гверстонь
Гверстонь
Храм в Гверстони
Храм в Гверстони

Школу же в монастыре возглавил отец Алипий, у которого и обучались псковские художники. Около 2001 года в связи с отъездом отца Алипия художники покинули школу.

21 декабря 2001 года патриарх Алексий II подписал указ о снятии прещений, наложенных на архимандрита Зинона. Но возвращение отца Зинона в обитель не состоялось, как не смогли продолжить работу над иконами в стенах монастыря и художники. Им сообщили, что прием православных мирян для обучения иконописи прекращен.

В 2011 году в монастыре начала работу иконописная школа для детей города Пскова ((

И сегодня практически ничего, кроме воспоминаний, не связывает имя великого иконописца с обителью, которая могла стать для него родной на долгие годы, а для всего мира вырасти в один из центров российского Православия.

В Пскове есть еще одна очень больная тема, связанная с творчеством архимандрита Зинона

Предлагаю посмотреть 25-минутный документальный фильм о работе иконописца вообще и работе Зинона в школе иконописи в Мирожском монастыре в частности.

Источники

https://ru.wikipedia.org Зинон_(Теодор)

https://nandzed.livejournal.com/6588408.html?amp=1

Если покажется интересным, отметьте, поделитесь с друзьями ). Можно подписаться на канал. И подскажите, если что окажется не так или о чём еще надо будет написать. Спасибо.