Найти тему
Газета "Культура"

Форсаж. Развитие франшизы

Оглавление

Форсаж - культовая кино-серия, которая за годы своего существования успела измениться до неузнаваемости. Боевик о скоростных гонках и полицейском под прикрытием превратился практически в фэнтези про не убиваемого Доминика Торетто в исполнении Вина Дизеля. Человек, каким-то образом пропустивший эволюцию франшизы, не сможет в последней части узнать продолжение первой - настолько сильно все изменилось.

Форсаж - редкий пример франшизы, которая за свой более чем 20-летний путь превратилась из боевика в жанре реализм в максимально бредовый экшн с полетами на машине. Но нельзя не отметить, что "бредовость" происходящего на экране имеет свое определенное обаяние.

Начало истории

Началась эта культовая история в далеком 2001 году. Сейчас это может прозвучать забавно, то первый "Форсаж" был всего лишь переделкой популярного в те времена фильма "Point Break". Продюсеры просто решили заменить серферов на гонщиков. Начальные сценарные наработки выглядели достаточно блекло до тех пор, пока в съемочную группу не затесался Дэвид Эйра, который позже напишет "Отряд самоубийц" и "Ярость". Именно Дэвид превратил имеющиеся материалы в историю прекрасной дружбы преступника и полицейского под прикрытием.

Фильм собрал фантастическую кассу в 207 млн долларов при относительно небольшом бюджете в 38 млн. К тому же, он получил хорошие отзывы от зрителей и критиков. Было очевидно, что надо делать продолжение.

Как второй и третий фильм чуть не уничтожили франшизу

К началу съемок второго фильма, получившего название "Двойной форсаж" Вин Дизель успел стать большой звездой и за свою работу начал требовать много денег. Продюсеры долго обсуждали ситуацию и все-такие решились выдать актеру 25 млн долларов, но к тому времени его перестал устраивать сценарий, написанный Майклом Брандтом и Дереком Хаасом. В результате к съемкам приступили без него.

-2

Фильм вновь окупился (сборы 236 млн долларов при бюджете в 76 млн), однако результат оказался не таким впечатляющим. К тому же, фильм не понравился ни критикам, ни зрителям. По итогу было принято важное решение выпускать третью часть, однако изменив концепцию происходящего.

"Тройной форсаж: Токийский дрифт" стал самой нелюбимой зрителями частью франшизы. Главной проблемой фильма стал актер Лукас Блэк. Мало того, что он совершенно не походил на старшеклассника, которым являлся по сюжету, так он еще и отвратительно отыгрывал своего персонажа. При этом сценарий, написанный Крисом Морганом, критики признали неплохим. Так что подбери создатели другого актера, то возможно, новая концепция бы прижилась.

-3

Сборы картины оказались не очень хорошими - фильм заработал 158 млн долларов при бюджете в 85 млн. С учетом трат на рекламу, фильм не окупился, но скорее всего, вышел в плюс с продаж на носителях. В любом случае "Форсажу" дали еще один шанс, но на этот раз решив вернуться к истокам.

Закрепление франшизы

В "Форсаж 4" вернулись Пол Уокер, Вин Дизел и другие актеры оригинального фильма. Хотя в сравнении с последующими частями "Форсаж 4" может показаться достаточно мрачным, его очень хорошо встретили зрители (бюджет 85 млн, сборы 363 млн). К тому же, создатели фильма поняли какого направления лучше всего придерживаться.

-4

"Форсаж 5" называют новым рождением серии, так как именно в этом фильме история обрела свой узнаваемый стиль. Реальность начала постепенно уходиться на второй план, а внимание зрителей захватил экшн. Многие связывают это с тем, что Вин Дизель пополнил список продюсеров франшизы. К слову, именно с этого фильма начинались претензии критиков - под удар попали сценарий и актерская игры Дизеля. Как бы то ни было, фильм окупился (бюджет 125 млн, сборы 415 млн), так что выход продолжения был лишь делом времени.

-5

"Форсаж 6" оказался достаточно странным и рванным, словил много негатива и от зрителей и от критиков, но все равно не только вышел на порог окупаемости, но еще и принес прибыль сверху (бюджет 160 млн, сборы 788 млн).

А вот "Форсаж 7" навсегда запомнился зрителям как нечто правильное и трогательное. Еще во время съемок этой части из жизни ушел всеми любимый Пол Уокер, так что зрители ожидали некоторого прощания с персонажем актера в фильме. Стоит отметить, что создатели не подвели фанатов - они увеличили бюджет на компьютерную графику и с помощью братьев покойного актера досняли фильм. В конце фильма персонажи Дизели и Уокера просто уезжают в разные стороны, показывая, что их пути разошлись. Конечно же, зрители были в восторге.

-6

Окончательный уход от реальности

"Форсаж 8" стал первой частью франшизы, собравшей миллиард (бюджет 250 млн, сборы 1 млрд 236 млн). Однако с колоссальной прибылью фильм также получил негативную реакцию критиков и зрителей, которые массово жаловались на то, что фильм окончательно потерял связь с реальностью. Также картина обозначилась некоторыми скандалами, а если быть точнее ссорой актеров: Вин Дизель и Скала настолько сильно не поладили, что отказывались появляться вместе в кадре.

-7

Однако, несмотря на ссоры, было очевидно, что оба актера являются залогом прибыльности франшизы. Так как вместе их снимать не удавалось, Скале дали свой отдельный фильм внутри вселенной - "Форсаж: Хоббс и Шоу", который также сделал неплохую кассу, и также был раскритикован.

Когда это кончится

Говорить об окончании "Форсажа" пока рано. Очевидно, фильмы давно перестали нести какой-либо информационной нагрузки - они представляют из себя обычные одноразовые картины для развлечения. Такие фильмы принято называть аттракционами. "Форсаж" будет продолжаться до тех пор, пока приносит своим создателям деньги.