Найти тему
Международная панорама

Что ждёт Западную Азию впереди?

Страны Западной Азии, в отношениях между которыми было немало напряжённости, стремительно продвигаются в сторону дипломатии.

Региональные державы, такие как Саудовская Аравия, Иран, Турция и Египет пересматривают свою внешнюю политику и занимаются восстановлением отношений с соседями. Соединенные Штаты и Россия возобновили своё региональное соперничество, а Китай вступил в регион в качестве нового конкурента.

Данное геополитическое изменение может превратить Западную Азию в арену интенсивной и поистине глобального соперничества. Однако эти изменения могут также свести на нет региональное соперничество, объединив страны, которые исторически ненавидели друг друга. Будущее во многом зависит от ряда ключевых факторов в регионе, таких как утрата влияния США в Западной Азии, укрепление присутствия здесь Китая и неблагоприятные последствия пандемии коронавируса для слабых региональных экономик.

Президент США Джо Байден ясно дал понять, что Западная Азия не является приоритетом внешней политики его правительства. Если бывший президент США Дональд Трамп сформировал антииранскую коалицию во главе с Саудовской Аравией и Израилем, Байден от Саудовской Аравии отдалился, да и в отношении Израиля тоже нет былой теплоты. Политика Байдена воплощена не только в прекращении поддержки со стороны США войны в Йемене, но и в возобновлении своей дипломатии по восстановлению ядерной сделки с Ираном, подписанной в 2015 г., из которой Трамп вывел США в 2018 году.

После полного ухода США из Афганистана в этом месяце Байден открыто объявил, что Соединенные Штаты выходят из холодной войны в регионе и переносят своё внимание на Азию и Китай. Во всей Западной Азии сформировалось убеждение, что США больше не являются реальным партнером.

Кроме того, в то время, как США уходили из региона, Китай всё чаще выражал свою готовность присутствовать в нём. В марте Пекин подписал крупное соглашение с Ираном, пообещав инвестировать 400 миллиардов долларов в течение следующих 25 лет в обмен на постоянные поставки нефти и газа. В том же месяце министр иностранных дел Китая Ван И подтвердил в ходе поездки в Саудовскую Аравию, Турцию, Иран, ОАЭ, Бахрейн и Оман приверженность своей страны обеспечению безопасности и стабильности региона. Открыто обращаясь к США, он заявил, что Китай выступает против иностранного вмешательства и будет действовать как искренний посредник в разрешении продолжающихся конфликтов в регионе.

Ван И также затронул перспективу Соглашения о свободной торговле с Китаем, которое предоставит десятки миллиардов долларов инвестиционных возможностей, связав китайскую инициативу "Один пояс — один путь" с местными проектами развития. Такие надёжные экономические заявления получили широкий резонанс в Западной Азии, где безработица среди молодежи, высокий уровень бедности и другие экономические показатели свирепствовали задолго до пандемии коронавируса. А за последние 18 месяцев ковид серьёзные социальные кризисы во многих странах только усугубил.

При таких условиях неудивительно, что возвращаются региональный диалог и дипломатия. Большинство местных правителей понимают, что безопасность их стран больше зависит от удовлетворения потребностей людей, чем от сектантского подстрекательства и ненависти к другим. В этой же связи, в апреле Саудовская Аравия и Иран провели секретные переговоры, чтобы обсудить, как положить конец конфликту в Йемене, где возглавляемая Саудовской Аравией коалиция ведёт борьбу с поддерживаемыми Ираном хуситами с марта 2015 года.

Саудовская Аравия также примирилась с Катаром, имеющим дружеские отношения с Ираном. Эр-Рияд и Доха разорвали отношения в июне 2017 г. из-за ряда проблем. Король Саудовской Аравии, проявив решительность, официально пригласил в апреле эмира Катара шейха Тамима бен Хамада Аль Тани посетить его страну.

Другой признак более широких политических изменений — нормализация саудовцами отношений с Ираком, союзником Ирана. Таким образом, закончились три десятилетия отчуждения и взаимной вражды. Саудовские официальные лица также недавно провели секретные переговоры со своими сирийскими коллегами в Дамаске после многих лет борьбы с президентом Сирии Башаром Асадом, который считается другим близким партнером Ирана. В связи с этим появились сообщения о том, что стороны приближаются к соглашению о нормализации дипломатических отношений.

В свою очередь, Иран также готов к улучшению отношений со своими соседями, особенно с ОАЭ. Так что после возвращения министра иностранных дел Ирана Мохаммада-Джавада Зарифа из турне в Катар, Ирак, Кувейт и Оман, в апреле возникли предположения о возможности его визита в ОАЭ.

Однако, самое главное изменение -

— это возможность сближения Ирана и Саудовской Аравии. Как заявил новый президент Ирана Ибрагим Раиси, он не видит препятствий для установления дипломатических отношений с Королевством Саудовская Аравия. Восстановление отношений между Эр-Риядом и Тегераном может устранить гражданские беспорядки и локальные войны в Сирии и Йемене, которые считаются крупнейшими гуманитарными кризисами в современном мире. Это также может принести стабильность в такие страны, как Ирак и Ливан, которые подвергнуты политическому и религиозному разделению.

Наконец, президент Турции Реджеб Тайип Эрдоган, как и Саудовская Аравия и Иран, начал предпринимать дипломатические шаги для улучшения доселе напряжённых отношений своей страны со странами региона, в частности с Египтом и Саудовской Аравией. Теперь Турция хочет улучшить свои экономические отношения с Египтом и другими региональными и мировыми державами после прошлогоднего насилия в Ливии.

Недавние региональные перемены можно объяснить изменением оценки баланса сил и совпадением интересов. Вывод американских войск из региона привёл к тому, что региональные державы пришли к выводу: они должны сами обеспечивать безопасность своих стран. Региональные лидеры всё больше осознают, что разжигание напряженности в регионе, как это сделал Трамп, не принесёт им никакой пользы, а Западная Азия может продолжить свой нынешний путь ослабления напряженности при поддержки международной дипломатии, возглавляемой США, Европой, Китаем, Россией и Японией.

Теперь возникает вопрос о том, сможет ли международное сообщество достичь соглашения о новой архитектуре всеобъемлющей безопасности в Западной Азии, свободной от ядерного оружия, или, по крайней мере, поддерживать и поощрять региональный диалог и урегулирование конфликтов? Мысль о подобном — уже не мечты. Бесконечный конфликт долго был отличительной чертой Западной Азии, но это не значит, что горькая судьбой региона неизбежна.

Приходите на мой канал ещё — буду рад. Комментируйте, подписывайтесь, предлагайте темы обзоров!