Этот фильм - сухая и жёсткая военная драма. Будьте готовы к тому, что он берёт не картинкой, а бьёт по эмоциям. "Чёрная книга" - самый дорогой по бюджету голландский фильм за всю историю кинематографа этой страны. Причём тут нет компьютерных спецэффектов, всё дело в той истории, которую рассказал Пол Верховен.
О чём же это кино? Чем оно заслужило такой зрительский интерес среди европейских зрителей, что стало самым успешным фильмом, когда-либо снятым в Голландии?
На эти вопросы попытается ответить писатель-фантаст Лев Вишня, автор драматического психологического романа "Грэй". Начать читать его можно, если кликнуть по синей ссылке. Ну а пока предлагаем узнать, о чём же "Чёрная книга".
Это история Рахиль Штайн, еврейки, выживающей на оккупированной территории Голландии в 1944 году и активно участвующей в Сопротивлении. Девушка сначала живет в «убежище» (голландской семье, скрывающей евреев), затем примыкает к Сопротивлению и в финале, проведя мощнейшее расследование, находит-таки главного предателя и убийцу, ответственного за тысячи смертей. Этот человек, оказывается: герой сопротивления, настоящий лидер и… ее первый мужчина.
Кармической стороной в фильме являются темы:
- Неизбежного наказание за грехи.
- Человеческой жестокости (человек, как биологический вид в этом фильме показан просто ужасающе!)
- Невероятного духа и силы воли, что продемонстрировала главная героиня, по ходу сюжета прошедшая ну почти все круги ада.
- И, как всегда – поиска истинной любви. Тот, кто выглядит внешне эффектно, притягивает и завораживает своей красотой, умом и правильностью – тот и оказывается в итоге ни на что не годным. Но это небольшой спойлер уже...
И еще одна тема - это косвенное разоблачение Сопротивления, показано, что в нем были не только ангелы, но и самые настоящие черти. В этом плане фильм весьма смелый - Верховен буквально провоцирует зрителя увидеть, что мир не чёрно-белый.
Фашисты показаны грубой, тупой и безжалостной силой, которую можно победить только ответной силой. Но они не главные враги. Главный враг народа – внутри самого народа и это не только сами люди, но и людские грехи: алчность, жестокость, коллективная трусость и беспредельный эгоизм. Каждый сам за себя и топчет тех, кто слабее.
Бедную Рахиль Штайн в итоге в тюрьме обвиняют в пособничестве, подвергают унижениям. Она сносит и это. Она сносит абсолютно всё: и смерть, и ужас, и предательство, гибель родных, близких друзей и в том числе даже смерть единственного человека, кто ее по-настоящему полюбил, рискуя своей карьерой и возможно даже жизнью.
А полюбил он её именно потому, что был просто подавлен ее духом и волей к жизни. Она очаровала его не безупречной красотой и не интеллектом, а совеем иным – своей душой. Ну, в общем, из-за нее он потом и погиб. Погиб, спасай ей жизнь.
Истинный злодей, стоящий за массовыми убийствами как евреев, так и голландцев, а затем за последовательной ликвидацией любых свидетелей из числа уже самих немцев – остается за кадром до самого финала.
С моей личной точки зрения фильм конечно не идеальный, непростой. В нем есть и спорные моменты, о которых сейчас не буду говорить. Но он весьма поучительный, даже как боевик, держащий в напряжении до самого последнего эпизода. Фильм-расследование на тему Второй мировой войны.
И это все заставляет задуматься, поскольку действительно возникает вопрос, а почему вообще начинаются войны? Тут Пол Верховен дает ответ не умозаключением, а всем показанным видеорядом. Войны происходят от зла, что внутри самого человека и пока это зло не будет уничтожено, войны будут идти и дальше.