Недавно на канале я опубликовал первую часть. Потому обойдёмся без введения. Поехали!
Свобода есть, но нужна ли она нам? На уроках и воспитательных мероприятиях мы ученикам объясняем, что нет свободы без ответственности. А вот понимаем ли что это касается и нас самих? Та свобода, которая появилась в образовании в 90-е ни к чему хорошему не привела. Был, конечно, в чём-то и положительный опыт, но проблем было больше. Мы видим стремление прийти к единым учебникам, стандартам. И вот многие коллеги начинают говорить о том, что нас начинают загонять в какие-то рамки, требовать начинают много и заставляют подстраиваться.
Давайте разбираться. Есть основополагающий документ – ФЗ №273 «Об образовании». Права, обязанности всех участников образовательных отношений там прописаны чётко, как и принципы, на которых устроена система образования.
Принцип демократизма есть. У нас, если что-то меняется на уровне школы, любой вопрос выносится на обсуждение на педсовет. Каждый имеет право высказаться, часть предлагаемых изменений не проходит дальше, потому что учителя против. Если у вас школьная администрация решает всё за вас, то вопросы только к ней. Другие уровни власти тут не при чём.
Свободу преподавания и другие права, которые с ней связаны тоже никто не отнимал. Каждый учитель остаётся свободен в выборе того, как учить и как проверять. Если у вас это отнимают, а вы уверены, что делаете правильно, то боритесь. Возможностей для этого предостаточно, в том же ФЗ они и прописаны. Проблема скорее в том, что мы не используем все те права, которые нам даны. Только надо знать грань между тем, как «качать права» и использовать их.
Сколько жалоб по поводу составления рабочих программ. Если программа не меняется, то меняете год на титульном листе и забываете о проблеме. Если нужны существенные изменения, то решаться такие проблемы должны на уровне кафедры. Во многих городских школах этим занимаются методические объединения или завучи. В сельских школах ситуация, как правило, другая; им остаётся только посочувствовать. К чему я это всё? Часто мы воспринимаем составление рабочих программ как обязанность. А ведь это и наше право. Учителя, которые готовы к новшествам и экспериментам, благодаря этому, получили законную возможность для своей творческой деятельности. Но поскольку недовольств было много, то нас от этого освобождают.
Сюда же можно отнести и проекты учителей и директоров. Проектная деятельность сейчас – мейнстрим. Говорят о нём много и даже в стандарты добавили. Учителям тоже рекомендуют заняться проектами. Директора многие занимают свои кресла по проектам. И это неплохо, если делается на добровольной основе. Посещал школу резерва руководителей. Нам много рассказывали про проекты, про то, какие они бывают. Разумеется, приводили конкретные примеры. Только проектов много, а примеров приводили мало. Потому что большинство из них сложно реализовать. Основное требование, которое к нашим проектам предъявляли – это отсутствие финансовых влияний или совсем небольшие. Через какое-то время мне стало казаться, что всё это делается из-под палки и в целях экономии. Может это характерно для нашего бедного региона.
Вот и получается, что прав и возможностей дано нам много (не о всех рассказал), но их реализация часто превращается в обязанность. И совсем непонятно, в какой момент ситуация повернулась к нам не той стороной.
В рамках нацпроекта «Образование» предполагается и создание платформ для цифрового образования. Чем в рамках дистанта приходилось пользоваться, какие-то ресурсы даже можно назвать вполне достойными. Но тут, кто как привык работать. Волнует больше другое. В процессе изучения имеющихся ресурсов заметил одну интересную вещь - нет единой цифровой платформы, откуда можно было взять всё необходимое. Я понимаю, что есть частные компании, которые создают свои платформы. Пусть. Я говорю о том, что единой государственной платформы нет.
Сейчас особый акцент делается на функциональную грамотность. Тут и требования наших стандартов, и требования таких исследований, как PISА. Мы же должны войти в десятку стран по качеству образования. Вот занялся на днях поиском ресурсов для этого. Есть Институт стратегии развития образования, ФИОКО и куча других подразделений Минпросвещения и Рособрнадзора. По всем этим ведомствам (точнее их сайтам) раскиданы тесты, материалы, методические рекомендации. В одном месте сложно всё собрать? Наплодили учреждений с однотипными задачами. И каждый из них плодит как может свои творения. Чтобы что-то найти весь день можно потратить. Вот что нужно оптимизировать в первую очередь, а не школы объединять.
Я уже писал о том, что сейчас дополнительное образование (кружки, секции, клубы) играет огромную роль. Только один пример возьмём. Несколько лет назад в нашей стране начали массово появляться кванториумы. Выделили 870 млн рублей (может уже и больше). Немало! При этом в школах нет реактивов для уроков химии, оборудование в кабинетах физики в большинстве своём ещё советское (не плохое, просто устаревшее или изношенное), исторические и географические карты изношены до неузнаваемости. Вы на это деньги не могли сперва выделить? Понятно, что намерения власти были благие. Только толку от этого будет мало, если ученик не получит базовых знаний в школе, а потом придёт в кванториум, как в совершенно другой мир. Какое у него потом отношение к школе сформируется?
Ну и последнее. Президент сказал попасть в 10-ку стран с лучшим качеством образования. Сделано для этого было много, может не всё правильно, но всё же. Посмотрите на то, какие страны занимают первые места по исследованию PISA. В основном – страны Азии (Китай, Сингапур). А почему так? Причин несколько. И одна из них – престиж учителя как профессии. Наконец-то власть над этим задумалась. Когда будут приняты хоть какие-то меры, неизвестно. Будет ли результат – время покажет. Много в последние десятилетия говорили о позитивном зарубежном опыте, но почему-то о престиже вспомнили только сейчас. Потому что срок попадания в топ-10 истекает скоро (2024), а результата пока нет. В странах Востока учитель – это авторитет, как для учеников, так и для родителей. Учитель там – это человек, которому можно доверить воспитание своих детей. Все реформы проходили с акцентом на это, но не у нас. Добро пожаловать в последний вагон.
В двух статьях (на первую есть ссылка вверху статьи) кратко пробежался по основным проблемам реформ нашего образования. Знаю, что это не всё. Но всего и не охватить. А о чём-то и говорить не хочется.
В любом случае, всем позитива!