Найти тему
Особое мнение

Шаги России для движения по Севморпути

Оглавление

Продвижение отечественных судов

28 мая президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации», в соответствии с которым преимущественное право пользоваться Северным морским путем будет предоставлено судам российского производства. Небольшая поправка – отечественными должны быть все суда, работающие в Арктике под российским флагом.

Закон не имеет обратной силы и не запрещает компаниям пользоваться импортными кораблями, купленными/зафрахтованными ранее 28 мая 2021 года. Как и не требует расторгать уже заключенные контракты на постройку судов для Севморпути на зарубежных верфях.

Схематичное изображение севморпути на карте
Схематичное изображение севморпути на карте

Важно понимать, что Москве приходится не просто лоббировать интересы отечественных судоверфей – «Объединенной судостроительной компании», к примеру, но и учитывать интересы крупных игроков Севморпути. И такие прецеденты уже случались.

-3

Деликатное положение

Государственного регулятора в непростой ситуации с освоением ресурсов Арктики можно понять. Можно позволить осваивать Северный морской путь кому попало под любым флагом и на любых судах. Это, безусловно, ускорит темпы добычи и грузоперевозок, но в очередной раз посадит страну на импортную иглу.

Отечественные судостроители уйдут в еще большее пике, а у пресловутых Соединенных Штатов появится новый рычаг давления на Москву. К примеру, ввести всех судовладельцев на Севморпути в черные списки в связи с очередным обострением отношений. В Арктике в итоге останется скромный российский флот, а также военные суда охранения. Паралич Севморпути на несколько лет гарантирован.

Честно о проблемах...

Российское судостроение в настоящее время не в состоянии конкурировать с иностранными производителями. Собственно, поэтому российские компании неохотно размещают заказы на родине – за рубежом получается быстрее, дешевле и качественнее.

Отечественное отставание обусловлено не только многолетним застоем, но и хроническим недофинансированием. Российским операторам только снятся зарубежные кредитные деньги под 6–8 % годовых на 10 и более лет. При этом первую треть срока кредит работает на льготных условиях. Сумма заёмных денег может достигать 80 % от цены судна и реализоваться под его залог.

Техническая оснащенность российских судостроителей также удручает. Характерный пример с современными судостроительными компаниями из Японии, Южной Кореи, Китая, Сингапура и Тайваня. На верфях в этих государствах применяется сравнительно новая технология крупномодульной сборки. Производство отдельных частей судов делегировано сторонним подрядчикам, а сама головная верфь становится подобием сборочного конвейера. Технология постройки судов из готовых модулей позволяет выпускать в море суда в два раза быстрее традиционных способов.

-5

В качестве итога

Сейчас в России такая инновация оказалось бы очень кстати, но вот на верфях наблюдается дефицит кранов грузоподъёмностью более 1200 тонн. То есть отдельные части крупных судов просто нечем поднимать для сборки.

Северный морской путь в любом варианте развития будет только расти по грузопотоку и с новым законом может обеспечить судостроителей заказами на десятилетия вперед.