Найти тему
Артем Субботин

Какой смысл от школы? Одиннадцать лет «коту под хвост»

Каждый день мы проживаем в настоящем, вспоминаем о прошлом и мечтаем о будущем. Когда я был ребёнком на скопленные от сдачи бутылок деньги купил книгу «Шпионские штучки» 1996 года. Со страниц которой я узнал о портативном видеомагнитофоне с экраном, радиотелефон с радиусом действия в десятки километров и других фантастических вещах. Мне казалось, что все это далекое будущее, ещё не скоро появится возможность смотреть фильмы с портативного устройства, звонить по мобильному телефону, скачивать музыку из интернета, ездить на электросамокатах. Будущее наступило незаметно. Мы уже не выстраиваемся в очередь к счастливому обладателю Dendy, не ютимся в душных видеосалонах, чтобы посмотреть «Рэмбо. Первая кровь». Все о чем тогда мечтали с легкостью умещается на дешевом смартфоне. 

Сегодня мои дети общаются с колонкой «Алиса» не испытывая смущения, они спорят с ней, просят помочь с уроками или поставить любимый трек. Занятия по видеосвязи с учителем с Бали - нет ничего проще. Сделать робота - конечно, за пару онлайн-занятий, молодой парнишка из Таиланда объяснит основы - садись и делай. Мама подарила укулеле на день рождения - веселая девчонка из Твери научит основным аккордам по zoom’у. Чтобы чему-то научиться, даже не нужно выходить из комнаты. Все что нужно, планшет и доступ в интернет. Количество знаний и возможностей, предоставляемых интернетом - безгранично. Пользуйся.

-2

Тогда зачем наши дети еще ходят в общеобразовательную школу? Туда где скучающие учителя учат давно не актуальным знаниям. В мире все так быстро меняется, устаревает, теряет актуальность, а мы продолжаем заставлять детей учить стихи Фета «Зреет рожь над жаркой нивой…». Многие напишут «школа дает базовые знания, которые не сильно изменились за последние сто лет»: ребенок должен уметь читать, писать, складывать числа - это основа. Да, согласен, но для этого не требуется посещать школу одиннадцать лет. Дети все это умеют еще до поступления в первый класс, современная школа просит готовить детей к начальной школе сильно заранее. 

Кажется, намного важнее обучить детей жить в обществе:

  • Дружить и знакомиться с новыми людьми, выстраивать отношения
  • Искать информацию, систематизировать и защищать свою точку зрения
  • Взаимодействовать с реальным миром: банками, госслужащими, продавцами в магазинах
  • Формулировать мысли и доносить до окружающих
  • Понимать что хочешь, идти по намеченному пути
  • Придумывать идеи, защищать и презентовать

Вот это я считаю необходимой базой для образования детей, а не зубрежка валентности химических элементов. Если ребенок захочет стать химиком, физиком или математиком, он самостоятельно построит образовательный план и будет следовать ему. Наш мир так сильно меняется, что любая профессия, которой обучается молодой человек исчезнет еще до того, как он ей овладеет. Если сегодня залог хорошей зарплаты и счастливой жизни - это профессия программиста, то завтра любой желающий сможет создавать программные продукты использую Low-код, где нет необходимости знать команды и переменные. 

-3

Сегодня мы смеемся над «авитологами», «киберпсихологами», «дизайнерами эмоций», «руководителями по нарративу», считая эти профессии выдуманными. Но это реальность. А вот профессии бухгалтера, журналиста, нотариуса, кассира, кондуктора доживают свои последние дни. И таких примеров сотни. Тогда какой смысл выстраивать план образования с заделом десяти - пятнадцати лет, если выйдя «в мир» мы увидим, что он безвозвратно изменился?