Америка ушла из Афганистана намеренно, понимая, что идеалистические уколы совести и Афганистан второстепенны по сравнению с настоящими военными, экономическими и дипломатическими действиями, которые нам еще предстоят. И все они связаны с Китаем.
По той же причине они убрались и с Ближнего Востока, прекрасно понимая, что США должны изменить приоритеты расходования ресурсов. Мало того они думают о том, что придется подсократить силы и в Европе.
Они понимают, что пока они тратят свои ресурсы своими вторжениями в разные страны, Китай неуклонно наращивает военную силу: за четверть века бюджет ежегодно увеличивался примерно на 10%. Также он указывает на то, что китайский ВМФ превосходит американский по количеству кораблей, если ещё не по водоизмещению, а ракеты могут достичь американских баз по всей Азии и вплоть до Гонолулу.
Китай постепенно становится господствующей державой региона. Становится ясным и ответ на вопрос, кто будет устанавливать законы экономического порядка — явно не США, а Китай.
Они поняли,что начавшаяся после холодной войны пропаганда излишне убедила американцев в победах демократии, и теперь им трудно будет понять: в любом конфликте с Китаем Вашингтону придется сотрудничать с азиатскими странами (Вьетнамом, возможно, Малайзией или Индонезией), чья модель управления может им не нравиться.
Великие державы создают торговые зоны, — говорит он. — Это и пытается сделать Китай. И если у китайцев будет торговая зона, в которой они будут господствовать, и которая будет составлять 50% мирового ВВП, ясно что, американцы будут страдать.
В ноябре прошлого года, отмечает он, китайское правительство направило правительству Австралии список из 14 претензий: начиная от регулирования китайских компаний австралийским правительством и заканчивая критикой премьер-министра Австралии в адрес китайского правительства. Китай четверть века наращивал силы, в это десятилетие время проблемы пришло.
Большую часть прошедших двух десятилетий американцы потратили на то, чтобы найти способ пережить катастрофические вторжения в Ирак и Афганистан, которые им навязали «ястребы». Сейчас полную глубину последнего фиаско стало настолько невозможно отрицать, что Министерство по делам ветеранов выпускает предупреждающие самоубийства листовки для бывших солдат, переживающих «моральные страдания». И в этот момент «ястребы» хотят навязать американцам еще один конфликт, который определит целое поколение?
Опыт Афганистана, описанный на этой неделе в новостях, подсказывает, что первоначальный идеологический замысел столкновения ради национальной безопасности (будь он «реалистическим» или «идеалистским») будет иметь значение совсем недолго: каждый конфликт быстро определяется принятыми в его разгар решениями«. Что важнее всего, так это то, будет ли этот конфликт существовать.
Они поняли, что против Китая надо действовать сейчас, потому что через пять лет станет хуже.
Так же на этой неделе в связи с кризисом в Афганистане говорили, что американская эра подошла к концу, что США — это наказанная и разоблаченная держава. Однако же от китайских ястребов можно было услышать противоположное: структуры американского вторжения лежат глубоко и политически разнятся, избавиться от них, вероятно, будет непросто.
Но реальная ситуация кажется более простой. Вовлеченность США в Афганистан заканчивается, а вместе с этим растет воинственность по отношению к Китаю и в тех аспектах, в которых ожидалось, и в тех, что нет. Вскоре мы можем вновь столкнуться с заявлениями о необходимости войны.