Найти в Дзене

Четыре экранизации романа Михаила Шолохова "Тихий Дон". Как отличаются и чем примечательны

Эпохальный роман Михаила Шолохова "Тихий Дон" привлекал внимание режиссёров с самого начала его создания. Драматическая судьба семьи Мелеховых на фоне Первой мировой войны, затем Октябрьской революции и Гражданской войны в России освещала жизнь Донского казачества в целом.
Как закручивался вихрь перемен, как это влияло на жизнь станичников , и сколько горя и страданий принесли войны и революция простым казакам, можно узнать на страницах романа. Но сквозь бури и грозы , боль и утраты, потрясения вековых основ пронёс герой романа Григорий Мелехов свою любовь к казачке Аксинье, которая помогала ему держаться на плаву.

Петр Глебов и Зинаида Кириенко.
Петр Глебов и Зинаида Кириенко.

На первую экранизацию "Тихого Дона" решились режиссёры Иван Правов и Ольга Преображенская в 1930 году. Это был довольно смелый поступок в те годы, поэтому сделали немую версию романа и в основу сценария была положена основная сюжетная линия - любовные отношения Григория Мелехова и Аксиньи Астаховой. Главную женскую роль играла Эмма Цесарская, чью работу одобрил сам автор - Михаил Шолохов.
Увы! Фильм не был признан в высших эшелонах власти, что не удивительно, так как на первом месте там не стояли революционные идеи. В результате, на большой экран эта киноработа так и не вышла, а самих режиссёров исключили из Ассоциации кинематографистов.

Змма Цесарская в роли Аксиньи.
Змма Цесарская в роли Аксиньи.

Вторая экранизация знаменитого романа о жизни Донского казачества в годы революции и Гражданской войны состоялась в 1957-1958 годах. Трёхсерийный художественный фильм снял очень именитый в то время Сергей Герасимов. Это был настоящий киношедевр, отвечающий всем канонам советской пропаганды и прославления революции. Фильм был принят на "ура" как во властных структурах, так и в народных массах.
В новой трактовке "Тихого Дона" в главных ролях снимались Петр Глебов (Григорий Мелехов), Элина Быстрицкая (Аксинья), Зинаида Кириенко (Наталья), Людмила Хитяева (Дарья, жена Петра). Актёрские работы в фильме Герасимова до сих пор воспринимаются как эталон, и последующие экранизации не могут перебить мощь авторского видения эпохального шолоховского романа.

Петр Глебов (Григорий Мелехов ) и Элина Быстрицкая (Аксинья).
Петр Глебов (Григорий Мелехов ) и Элина Быстрицкая (Аксинья).

Через 35 лет (в 1992 году) уже в новой России третью экранизацию задумал сделать Сергей Бондарчук, очень известный кинорежиссёр у нас в стране и за рубежом. Во времена перестройки это было непросто сделать из-за экономических осложнений и потрясений, когда советская власть прекратила своё существование, а новая демократическая ещё только налаживалась.
На этот раз новой экранизацией занялись несколько стран (Россия, Италия и Британия). Многосерийный фильм (7 серий) больше предназначался для западного зрителя, основным условием которого было требование, чтобы главные роли играли известные западноевропейские актёры.
Было несколько удивительно видеть в роли Григория Мелехова меланхоличного и утончённого британца Руперта Эверетта, скачущего на лошади с поднятой шашкой и француженку Дельфин Форест с распущенными волосами и пустыми вёдрами (полные вёдра она не могла поднять). Зато другие роли достались нашим прекрасным актёрам - Наталье Андрейченко (Дарья), Алёне Бондарчук (Наталья), Владимиру Гостюхину (Петр Мелехов) и Борису Щербакову (Степан Астахов).

Руперт Эверетт и Алёна Бондарчук.
Руперт Эверетт и Алёна Бондарчук.

Последняя, четвёртая экранизация "Тихого Дона"(2015 г.) принадлежит режиссёру Сергею Урсуляку. Настоящая драма всего Донского казачества, на протяжении 14-ти серий рассказывает нам о чудовищной и бессмысленной братоубийственной войне, развернувшейся после Октябрьской революции среди казаков хутора Татарского и станицы Вешенской.
Совершенно новое, небывалое прочтение романа великого Шолохова потрясает глубиной осознания народной трагедии, где человеческая жизнь имеет очень низкую цену по сравнению с идеалами революционных преобразований. Главную роль играет Евгений Ткачук. И фильм нужно смотреть от начала до конца, чтобы оценить , насколько пронзительно сыграл молодой актёр Григория Мелехова. Он прошел путь от любящего сына, брата, мужа до омертвевшего душой и телом, потерявшего свою вселенную человека, чтобы прийти в родной двор и сгинуть. Женские роли в этом фильме мало выразительны.
На счёт последней экранизации было много пересудов, хорошо или плохо получилось, но фильм очень сильный и, главное, современный.
Думаю, что сам Михаил Шолохов тоже бы одобрил.

Евгений Ткачук и Дарья Урсуляк.
Евгений Ткачук и Дарья Урсуляк.