Эпохальный роман Михаила Шолохова "Тихий Дон" привлекал внимание режиссёров с самого начала его создания. Драматическая судьба семьи Мелеховых на фоне Первой мировой войны, затем Октябрьской революции и Гражданской войны в России освещала жизнь Донского казачества в целом.
Как закручивался вихрь перемен, как это влияло на жизнь станичников , и сколько горя и страданий принесли войны и революция простым казакам, можно узнать на страницах романа. Но сквозь бури и грозы , боль и утраты, потрясения вековых основ пронёс герой романа Григорий Мелехов свою любовь к казачке Аксинье, которая помогала ему держаться на плаву.
На первую экранизацию "Тихого Дона" решились режиссёры Иван Правов и Ольга Преображенская в 1930 году. Это был довольно смелый поступок в те годы, поэтому сделали немую версию романа и в основу сценария была положена основная сюжетная линия - любовные отношения Григория Мелехова и Аксиньи Астаховой. Главную женскую роль играла Эмма Цесарская, чью работу одобрил сам автор - Михаил Шолохов.
Увы! Фильм не был признан в высших эшелонах власти, что не удивительно, так как на первом месте там не стояли революционные идеи. В результате, на большой экран эта киноработа так и не вышла, а самих режиссёров исключили из Ассоциации кинематографистов.
Вторая экранизация знаменитого романа о жизни Донского казачества в годы революции и Гражданской войны состоялась в 1957-1958 годах. Трёхсерийный художественный фильм снял очень именитый в то время Сергей Герасимов. Это был настоящий киношедевр, отвечающий всем канонам советской пропаганды и прославления революции. Фильм был принят на "ура" как во властных структурах, так и в народных массах.
В новой трактовке "Тихого Дона" в главных ролях снимались Петр Глебов (Григорий Мелехов), Элина Быстрицкая (Аксинья), Зинаида Кириенко (Наталья), Людмила Хитяева (Дарья, жена Петра). Актёрские работы в фильме Герасимова до сих пор воспринимаются как эталон, и последующие экранизации не могут перебить мощь авторского видения эпохального шолоховского романа.
Через 35 лет (в 1992 году) уже в новой России третью экранизацию задумал сделать Сергей Бондарчук, очень известный кинорежиссёр у нас в стране и за рубежом. Во времена перестройки это было непросто сделать из-за экономических осложнений и потрясений, когда советская власть прекратила своё существование, а новая демократическая ещё только налаживалась.
На этот раз новой экранизацией занялись несколько стран (Россия, Италия и Британия). Многосерийный фильм (7 серий) больше предназначался для западного зрителя, основным условием которого было требование, чтобы главные роли играли известные западноевропейские актёры.
Было несколько удивительно видеть в роли Григория Мелехова меланхоличного и утончённого британца Руперта Эверетта, скачущего на лошади с поднятой шашкой и француженку Дельфин Форест с распущенными волосами и пустыми вёдрами (полные вёдра она не могла поднять). Зато другие роли достались нашим прекрасным актёрам - Наталье Андрейченко (Дарья), Алёне Бондарчук (Наталья), Владимиру Гостюхину (Петр Мелехов) и Борису Щербакову (Степан Астахов).
Последняя, четвёртая экранизация "Тихого Дона"(2015 г.) принадлежит режиссёру Сергею Урсуляку. Настоящая драма всего Донского казачества, на протяжении 14-ти серий рассказывает нам о чудовищной и бессмысленной братоубийственной войне, развернувшейся после Октябрьской революции среди казаков хутора Татарского и станицы Вешенской.
Совершенно новое, небывалое прочтение романа великого Шолохова потрясает глубиной осознания народной трагедии, где человеческая жизнь имеет очень низкую цену по сравнению с идеалами революционных преобразований. Главную роль играет Евгений Ткачук. И фильм нужно смотреть от начала до конца, чтобы оценить , насколько пронзительно сыграл молодой актёр Григория Мелехова. Он прошел путь от любящего сына, брата, мужа до омертвевшего душой и телом, потерявшего свою вселенную человека, чтобы прийти в родной двор и сгинуть. Женские роли в этом фильме мало выразительны.
На счёт последней экранизации было много пересудов, хорошо или плохо получилось, но фильм очень сильный и, главное, современный.
Думаю, что сам Михаил Шолохов тоже бы одобрил.