Найти в Дзене
Эпоксидная смола и Живопись

Высказывание или очередной хайп? Рассуждаю на тему «публичное искусство» на примере двух скульптур

Всем привет, по многочисленным просьбам сегодня будем обсуждать Паблик-Арт или искусство в общественном пространстве.

Скандальная 12 метровая скульптура на фоне 98 метрового монумента Петра 1. Ну а Аленка уже не та, на шоколадку такую не поместишь. Фото из интернета, коллаж автора
Скандальная 12 метровая скульптура на фоне 98 метрового монумента Петра 1. Ну а Аленка уже не та, на шоколадку такую не поместишь. Фото из интернета, коллаж автора

Хочу провести сравнительный анализ и высказать своё мнение, ведь я положительно отношусь к современному искусству. Опять же вопрос к эстетике, вкусу и консерваторских взглядах смотрящего. Как я и писал ранее, почти в каждой своей статье я отражаю тему хайпа и эти 2 примера не исключение. Обычно в произведениях подобного рода существует намеренное искажение формы, уродование и преувеличение. Это нужно чтобы шокировать зрителя, а когда начинаешь копать глубже то всплывают определенные контексты, они как правило оправдывают форму и объясняют замысел художника. С точки зрения эстетики, я люблю абстракцию, мне нравятся большие, монументальные формы, вполне могу себе представить скульптуру на Болотной площади в общественном пространстве, но в более камерной обстановке, например как «парковая скульптура» Среди зелёного газона, монумент будет смотреться органично.

Швейцарский художник увеличил кусок глины, где вы тут что-то другое увидели ?
Швейцарский художник увеличил кусок глины, где вы тут что-то другое увидели ?

Рядом можно поставить гигантскую собаку Кунса, чтобы логическая цепочка замкнулась. Мне нравятся подобные инициативы, пускай будут, хотя бы в качестве экспериментов. Другое дело нашумевшая Аленка, вот где никакой эстетики, более того, лично у меня она вызывает отвращение, испуг  и олицетворение нынешних реалий.

Вот так бы выглядела Аленка, если бы сошла с полотна Васнецова, Аленка просто устала ждать своего брата Ивана. Фото из интернета.
Вот так бы выглядела Аленка, если бы сошла с полотна Васнецова, Аленка просто устала ждать своего брата Ивана. Фото из интернета.
А если без шуток, вот так она выглядит. Специально для села Новая Аленовка, от туда и название скульптуры. Меня прям пробирает от неё, брр. Будто из колодца вылезла и кричит 7 дней. Все настолько сурово, что каждый из нас должен задуматься, сможем ли мы прожить неделю в современных обстоятельствах ?
А если без шуток, вот так она выглядит. Специально для села Новая Аленовка, от туда и название скульптуры. Меня прям пробирает от неё, брр. Будто из колодца вылезла и кричит 7 дней. Все настолько сурово, что каждый из нас должен задуматься, сможем ли мы прожить неделю в современных обстоятельствах ?

Я могу понять, что подобное творение создавалось намерено и оно, блин, настолько безобразное, что прям сил нет. Пугающий взгляд скульптуры, который вызвал огромный резонанс нельзя назвать «не искусством», искусство не должно иметь статус красоты, оно может быть любым, я это понимаю и хочу чтобы вы тоже это понимали. Тем более, когда подобные штуки вызывают общественный резонанс, это о чем говорит ? Что скорее это искусство, я ведь вижу, что автор это художник, а художник может создать что-то пугающее или будоражащее. Важно чтобы это создавал именно художник, а что он ваяет не имеет большого значения, «искусство ради искусства» и так тоже бывает. Другое дело если это не художник. Мы тут не об искусстве разговариваем, а о нашем отношении к этому. Как говорится, красота в глазах смотрящего и вопрос лишь в том, нравится нам или нет.

Если сравнивать, то абстрактная скульптура мне нравится больше, чем вроде бы классическая, но с страшным лицом, для меня оно очень важно в женщине, так, что извините. К тому же кусок не размятой глины от иностранного автора выглядит куда более позитивно, чем скульптура русского автора как символ уходящего 2020 года.

Теперь давайте послушаем мнение Максима Галкина, который очень точно охарактеризовал мнение большинства. Ну и пару слов экспертов. Цитата из статьи РБК

В скульптуре швейцарского художника Урса Фишера «Большая глина № 4», которую поставили в Москве напротив дома культуры «ГЭС-2» в центре Москвы, есть доля провокации, заявил РБК заслуженный архитектор России, академик Академии архитектурного наследия Андрей Анисимов.
Скульптура появились в Москве 16 августа. Одним из первых в соцсетях на нее отреагировал артист Максим Галкин. «Это просто выглядит как 12-метровая стопка не очень аккуратного дерьма. Это кошмар! Но это как бы современное искусство» Он также назвал автора скульптуры бездарным и бесталанным художником.
«На меня скульптура не производит впечатления. Мне кажется, в этом есть доля провокации. Непонятно, нужна ли она. К такому искусству мало кто готов. 

А вот, что пишут по поводу Алены

Но как же появилась Алёнка, более известная в Интернете как Зимний Ходок, в Нововоронежске? Когда только памятник появился, злодейство приписывали администрации города, но там от чудища поспешили откреститься. Замглавы администрации Светлана Тулинова сказала, что это не памятник, а арт-объект, созданный инициативной группой и на деньги, ими же собранные. Это у нас была создана рабочая группа, посвященная проведению мероприятий к 250-летию села Новая Алёновка. Установка арт-объекта — одно из многочисленных мероприятий. На создание арт-объекта собрали около миллиона рублей, а изваял гомункула местный художник. Правда, как говорит лидер инициативной группы Борис Смольянинов, никто, включая его самого, не ожидал, что эффект будет столь велик. В итоге после такого хайпа Алёнку поспешили демонтировать. Приютить ее взялся глава местного «Спортцентра», который решил сделать из нее Варвару, защитницу с косой. 

Цитата из журнала Максим

Теперь давайте покажу паблик Арт здорового человека, пускай будет бесплатная реклама от меня, но только потому, что мне нравится художник. Ну вообще Константин Бенькович в ней не нуждается. 

Работа о 11 сентября, работа «крик» на мосту, место гибели Немцова. Слон из стальных прутьев в общественном пространстве
Работа о 11 сентября, работа «крик» на мосту, место гибели Немцова. Слон из стальных прутьев в общественном пространстве
Российский триколор в тюремном исполнении, в День России
Российский триколор в тюремном исполнении, в День России

Мое мнение, что пример выше это компромисс между абстрактным и уродливым.

Я считаю, что настоящее искусство рождается на стыке формы и идеи. Мы говорим достаточно о простых вещах, которые будут понятны большинство людей, именно это запоминается и вызывает уважение к автору. Приятная форма, выполненная понятным материалом с достаточно откровенным высказыванием. Если держать баланс и простоту высказывания, то обсуждать и хайп разводить не нужно. Нам не придётся спорить всем сообществом о перегибах и безобразии, что хотел сказать автор или хотел ли вообще. Просто тенденция современных реалий такова, что через всякие медиа транслируются различного рода перегибы в ту или иную сторону. Это касается всего, культуры, рекламы, общественной жизни. Популярность заслужить проще через скандал и злые языки, а чтобы получить призвание, нужно идти более сложной дорогой.

Скульптура автора. Создана из счетчиков для воды. Символ человека, который состоит из воды
Скульптура автора. Создана из счетчиков для воды. Символ человека, который состоит из воды

Спасибо, что читаете