Найти в Дзене

Все что нужно знать о гидроизоляции электросамоката. Все так плохо ?

Оглавление

Гидроизоляция электросамоката. Причины утопления электросамоката и последствия. Что такое гидроизоляция? Правильный выбор исполнителя гидроизоляции. 

Заржавевшее мотор-колесо в следствии попадания воды внутрь. СЦ «На Батарейках»
Заржавевшее мотор-колесо в следствии попадания воды внутрь. СЦ «На Батарейках»

“Ой, не включается!”

    К сожалению, немалое количество владельцев электротранспорта, а сегодня речь пойдет об электросамокатах (однако данная информация справедлива также для гироскутеров, электробордов и других типов электротранспорта), сталкивались с проблемой, когда их железный друг перестал включаться или же иным образом показывал свое “нежелание” работать или работать исправно. По практике не одного года, чаще всего причиной серьезных и самых дорогостоящих ремонтов является обычное “утопление” самоката. Самое досадное в этом то, что львиная доля владельцев даже не могли помыслить о том, что электросамокат подвергся воздействию воды. Давайте разберемся с Вами почему же такое происходит, как электросамокаты “тонут” и что сделать, чтобы этого не произошло.

Немного статистики : у 40% клиентов, которые обращаются в сервисный центр с поломкой электросамоката в мая-июне, диагностируется выход из строя компонентов из-за попадания воды. 

(СЦ “ НА БАТАРЕЙКАХ)

Причина “утопления”?

   

Вскрытие электросамоката в сервисном центре после попадания под дождь
Вскрытие электросамоката в сервисном центре после попадания под дождь

Для начала договоримся, что под “утоплением” понимаем попадание воды или влаги, а также других жидкостей во внутреннее пространство деки электросамоката, что может привести к выходу из строя его электронных компонентов. Также нужно принять за правило - ни один электросамокат не имеет защиты от воды с завода! Да, есть определенные версии и конкретные модели некоторых производителей, которые якобы имеют защиту по стандарту IP68, однако наличие официального сертификата у таких производителей вызывает сомнение. В основном 99% электросамокатов на рынке в России не имеют защиту от воды с завода. Поэтому во всех сервисных и гарантийных книжках добросовестных производителей электротранспорта вы найдете пункт об эксплуатации электросамоката, а именно будут указаны, примерно, следующие пункты:

  1. Запрещено кататься на электросамокате в дождь;
  2. Запрещено мыть под проточной водой;
  3. Запрещено ездить по мокрому асфальту и лужам.

    На самом деле, для электросамокатов самым критичным является катание в дождь. Потому что вода, попадая сверху на руль и элементы управления, скатывается по проводам и трассам вниз и через технологические отверстия, в которых проложены провода, попадает напрямую на контроллер и АКБ.

    Давайте более детально разберем основные пути попадания воды во внутреннее пространство электросамоката. На самом деле, пути попадания воды во внутреннее пространство самоката сугубо индивидуально и зависит от конкретной модели электросамоката, поэтому рассмотрим только типовые пути попадания воды на электронные компоненты:

Технологические отверстия для проводов и тормозных трасс. 

    Конструктивно самокаты, представленные на рынке России, в большинстве своем, выполнены таким образом,  что часть проводов и тормозных трасс проходит по открытой части самоката, а переход проводов от рулевой стойки во внутреннее пространство самоката, где эти провода присоединяются к контроллеру и АКБ, происходит “на улице”, через так называемые “технологические отверстия”.

Электросамокат Speed Savage с прозрачной крышкой деки
Электросамокат Speed Savage с прозрачной крышкой деки

Самым наглядным примером могут послужить электросамокаты с горизонтальным расположением АКБ ( подробнее о классификации самокатов смотри здесь ), такие как Kugoo M-серии, Ultron, Dualtron, Halten RS-серии и другие. Во всех таких самокатах в передней части деки, рядом с узлом складывания, провода от дисплея, мотор-колеса, света и элементов управления, а также тормозная трасса, входят  под крышку деки через отверстие. Такое же отверстие есть в задней части, в районе задней вилки, из него выходит кабель мотор-колеса ( если самокат полно- либо заднеприводный) и трасса тормозной системы. Через эти отверстия вода попадает во внутрь с наибольшей вероятностью. Особенно во время дождя или помывке из шланга.

Место стыков и соединений. 

    Одним из уязвимых мест для попадания воды является места соединений, например болтовые соединения крышки деки, или болты крепления узла складывание. Везде, где есть болтовое соединение ведущее или проходящее через внутреннее пространство деки электросамоката, может быть местом попадания воды. 

Ось мотор-колеса.

Мотор-колесо электросамоката Speed Savage
Мотор-колесо электросамоката Speed Savage

В мотор-колесо вода может попасть по кабелю мотор-колеса, через не герметичную или плохо закрытую крышку диска мотор-колеса и через подшипники, которые установлены на оси. Стоит отметить, что на данный момент нет решения по защите от затекания воды внутрь мотор-колеса через подшипники, поэтому, даже если ваш электросамокат защищен гидроизоляцией, ездить по лужам глубже ⅓ высоты колесного диска категорически  запрещено, иначе вода через ось мотор-колеса и подшипники попадет во внутрь.

   

    Последствия “утопления” электротранспорта?

    А сейчас пробежимся по последствиям попадания воды в электрическую часть электротранспорта. 

    Самым понятным и относительно простым последствием попадания воды внутрь самоката, является короткое замыкание, которое может привести к моментальному выходу из строя самоката, а конкретно:

  • к перегоранию предохранителя, если такой имеется;
  • к перегоранию контроллера и выходу его из строя;
  • к замыканию гнезда зарядки и его перегоранию, что может повлечь за собой выход из строя платы BMS батареи, в лучшем случае ( о худшем поговорим чуть позже);
  • к нарушению цепи питания освещения и звукового сигнала, что не так страшно, но является сигналом к проверке на возможное попадание воды внутрь самоката. Может выражаться в треске или жужжании фонаря и звукового сигнала, или периодической работе и  их выключению.

Наиболее часто последствия утопления проявляются не сразу, а по прошествию некоторого времени, обычно этот промежуток от 2 дней до 2 недель, бывает что и того больше. 

    При попадании воды и влаги на контроллер и его плату, если не произошло короткого замыкания, контроллер и его элементы начинают покрываться окислами и налетом, чаще всего белого цвета. Этот процесс может протекать долго, вплоть до месяца, пока не выйдет из строя какой-либо из электронных элементов контроллера. В случае вовремя диагностированного утопления, контроллер чаще всего беспроблемно чистится от налета, сушится, обрабатывается и продолжает служить дальше. 

   

   

Контроллеры после попадания воды внутрь деки
Контроллеры после попадания воды внутрь деки

При попадании воды в бортовой компьютер/дисплей чаще всего экран дисплея заплывает, что выражается в разводах и пятнах на экране - лечится только заменой бортового компьютера/дисплея. Также от воздействия влаги  плата дисплея может покрыться налетом, ровно также как и палата контроллера. Помимо прочего, воздействие воды может проявиться в некорректной работе кнопок и элементов управления на дисплее.

    При попадании воды в мотор-колесо происходит окисление и ржавление обмоток мотор-колеса, ржавеет диск и магниты. Мотор-колесо начинает гнить. Этот процесс может продолжаться достаточно долго, скорее заржавеют подшипники, чем вы заметите утопление мотор-колеса, однако, бывают случаи:

  • отслоения магнитов мотор-колеса из-за попадания воды;
  • замыкание обмоток мотор-колеса;
  • выхода из строя датчиков-холла, если они есть;
  • короткое замыкание силового кабеля мотор-колеса. 
Заржавевшие обмотки мотор-колеса и магниты диска
Заржавевшие обмотки мотор-колеса и магниты диска

    В большинстве случаев мотор-колесо после попадание воды очищается от ржавчины, обрабатывается и восстанавливается, после чего продолжает работать, но и нередки случаи, когда восстановление мотор-колеса не целесообразно, особенно, когда сильно пострадали обмотки мотор-колеса и диск с магнитами.

Состояние аккумуляторной батареи после попадания воды внутрь
Состояние аккумуляторной батареи после попадания воды внутрь

    Самое опасное и неприятное для владельца электросамоката является попадание воды внутрь аккумуляторной батареи. Если при вскрытии крышки деки обнаруживается вода во внутреннем пространстве самоката или следы ее обильного пребывания, которые выражаются в виде пятен ржавчины, подтеках и следах на стенках корпуса, необходимо вскрывать заводскую изоляцию АКБ и проверить состояние батареи. Заводская изоляция не защищает АКБ от попадание внутрь воды, более того, из-за капиллярного эффекта и того, что батарея в процессе работы нагревается, появляется разница температур под изоляцией и снаружи, вследствие чего под изоляцию через швы и выходящие из батареи провода засасывается вода, находящаяся вокруг АКБ. Вода, попавшая внутрь АКБ может:

  • вывести из строя плату BMS, которая в свою очередь может перезарядить элементы питания и возбудить неконтролируемый процесс нагревания элементов вплоть до возгорания;
  • запустить процесс окисления элементов питания и их разрушения, этот процесс может протекать пассивно и незаметно в течении длительного периода времени, зачастую это происходит в течении недели или двух, после чего самокат перестает заряжаться, падает напряжение АКБ или вовсе самокат не включается. 
Окисление элементов питания после взаимодействия с водой
Окисление элементов питания после взаимодействия с водой

Для того, чтобы минимизировать ущерб, нанесенный водой, батарее необходимо в самые кратчайшие сроки вскрыть заводскую изоляцию АКБ, очистить элементы питания от окислова, если они уже появилсиь, заменить вышедшие из строя или просевшие по характеристикам элементы питания, очистить и проверить плату BMS, обработать и просушить элементы, после чего сделать балансировку АКБ и даже после этого ни один уважающий себя мастер не даст 100% гарантии, что с батареей ничего не произойдет после ремонта. Это связано с тем, что элементы питания, из которых состоит АКБ, попав единожды под воздействия влаги, теряют свои свойства и у них просаживаются характеристики, а это значит что прогнозировать срок службы такой батареи практически невозможно.

Как защитить электросамокат от воды и что такое гидроизоляция?

Вполне резонно встает вопрос: если все электросамокаты с завода не имеют защиты от воды и влаги, и по конструкции в большинстве своем напоминают “дуршлаг”, как защитить свой самокат от воды и не попасть на очень дорогой ремонт?

Процесс гидроизоляции электросамоката Halten RS-03 в сервисном центре «На Батарейках»
Процесс гидроизоляции электросамоката Halten RS-03 в сервисном центре «На Батарейках»

Решением такой проблемы является выполнение гидроизоляции для электросамоката. Давайте разберемся что это за процедура такая и от чего она спасет.

ГИДРОИЗОЛЯЦИЯ электросамоката - это комплекс мер, направленных на предотвращение попадания воды и влаги во внутреннее пространство электросамоката и на электронные компоненты, а также снижение вероятности выхода из строя электронных компонентов в случае случайного попадания воды на них. Другими словами гидроизоляция - это обработка электронных компонентов электросамоката гидростойкими  веществами и герметизация всех путей попадания воды внутрь электросамоката. Таким образом правильно выполненная гидроизоляция включает в себя два рубежа защиты от воды: 

  1. защита от попадания внутрь;
  2. защита электроники в случае случайного попадания воды внутрь.

В силу конструктивных особенностей электротранспорта, а также физических и химических свойств  материалов, используемых при гидроизоляции, сделанная гидроизоляция на электросамокате не сделает из него “подводную лодку”.

ГИДРОИЗОЛЯЦИЯ НЕ ДАЕТ 100% ЗАЩИТЫ ОТ ВОДЫ! ОН МИНИМИЗИРУЕТ РИСКИ ВЫХОДА ИЗ СТРОЯ ЭЛЕКТРОННЫХ КОМПОНЕНТОВ В СЛУЧАЕ СЛУЧАЙНОГО ПОПАДАНИЯ ВОДЫ. 

Все эти видео на YouTube, где электросамокаты предстают в виде «подводных лодок» и стойко переносят не только погружение под воду, но и мытье под давлением машинной мойкой (да-да, это страшнее для самоката нежели погружение под воду, ибо давление) зачастую сделаны с элекросамокатами со свежей гидроизоляцией трехдневной, в лучшем случае месячной давности, или же вовсе фейки. Мы, на своем канале “На Батарейках” в YouTube ( ссылка на видео) проводили такой эксперимент и да, наш самокат и гидроизоляция на нем, выдержали достойно все испытания, которые были более чем избыточные, однако мы не гарантируем, что этот же самокат выдержал бы подобные испытания через месяц или даже полгода после проведения гидроизоляции. Все дело в том, что вещества и компоненты, которые используются для гидроизоляции, такие  как герметик и компаунды, с течением времени усыхают и теряют свою эластичность и упругость, из-за этого с течением времени в процессе эксплуатации от вибрации и деформаций  в них появляются трещины и микротрещины, которые служат новыми путями попадания воды внутрь. Отсюда следует, что гидроизоляция сохраняет свои качества в определенный период времени, после чего защита от воды становится менее эффективной. Например, для нашей гидроизоляции мы рассчитали полгода эффективной защиты от воды и до года приемлемой. Поэтому и гарантию на гидроизоляцию даем 1 год, после чего рекомендуем делать повторную гидроизоляцию. 

После проведения гидроизоляции электросамоката мы настоятельно рекомендуем клиентам соблюдать те же меры предосторожности в эксплуатации электросамоката, что и для самоката без гидроизоляции. 

Возможно ли сделать гидроизоляцию с защитой самоката на 100% от попадания воды с учетом эксплуатации в самых экстремальных условиях? Ответ есть! Это сделать возможно. Но стоимость такой защиты будет сопоставима со стоимостью самого электросамоката. 

Как отличить качественную гидроизоляцию от “развода”?

При выборе сервисного центра или мастера, который Вам будет делать гидроизоляцию, необходимо учитывать следующие особенности выполнения гидроизоляции, которые помогут Вам определить качественную выполненную работу от “развода”.

Во-первых, обращайте внимание на сроки. Хорошая гидроизоляция с обработкой мотор-колес выполняется с обязательной просушкой обмоток мотор-колеса, плат контроллеров и дисплея перед сбором. Поэтому сделать качественно гидроизоляцию за один день, а тем более за пару часов невозможно. В нашем сервисе мы делаем гидроизоляцию в два этапа, обычно в течении 2-3 дней. Этого времени достаточно, чтобы все компоненты высохли, были правильно установлены и гидроизолированы в местах их установки. 

Во-вторых, качественная гидроизоляция делается полностью. Производится гидроизоляция всех частей электротранспорта, включая: элементы управления, свет, дополнительное освещение, стоп-сигнал и звуковой сигнал.

В третьих, исполнитель всегда должен давать гарантию на гидроизоляцию и свои работы, за исключением случая, когда электросамокат уже “тонул”, т.е. если АКБ и/ или контроллер самоката уже были подвержена воздействию воды или влаги. В этом случае добропорядочный сервис не даст полной гарантии на гидроизоляцию, потому что не станет обманывать клиента и говорить, что все будет “ОК”. Возможно будет, а возможно АКБ после чистки или восстановления продолжит “цвести” и выйдет из строя сама по себе через какое-то время. Т.е. сервис дает гарантию на гидроизоляцию, но не дает гарантию на то, что АКБ и контроллеры электросамоката будут исправно служить во время действия гидроизоляции.   

Ну и наконец, самый главный признак. Если Вам говорят, что после гидроизоляции Ваш самокат превращается в “подводную лодку” и выдержит самые экстремальные условия, пройдет и огонь и воду, и вообще, в него никогда больше не попадет вода, то знайте, либо Вас самым наглым образом обманывают, либо “специалист”, который собирается делать Вам гидроизоляцию, не компетентен в этом вопросе и глубоко заблуждается,  а следовательно вводит и Вас в заблуждение. Как мы говорили ранее, гидроизоляция не панацея, она существенно сокращает риски выхода из строя электротранспорта в случае СЛУЧАЙНОГО попадания воды.

Надеюсь эта статья была Вам полезна. По вопросам выполнения гидроизоляции на своём электросамокате или другим работам обращайтесь к нам, в сервисный центр «На Батарейках»