Самые ранние образцы египетских медных зеркал датируются 2900 годом до нашей эры. Формы многих из них указывали на то, что у них, вероятно, были ручки, сделанные из дерева или слоновой кости.
Например, вот зеркало, которое описывается как "самое старое" из известных нам. Оно выглядит довольно сложным технически: отражающая поверхность и ручка вылиты монолитно:
Взглянем на одну жанровую сцену из искусства Древнего Египта.
Эта сцена обычно описывается как "Будуар царицы Кавит".
Изображена сама царица, сидящая на стуле, со служанкой, поправляющей ей парик, в то время как слуга наливает ей напиток; царица уже пьет из чаши.
В левой руке она держит зеркальце, как бы проверяя, насколько хорошо будет сидеть ее парик в конце всех манипуляций с ним:
Рельеф изображён на саркофаге. Царица Кавит была одной из жен фараона Ментухотепа II, первого фараона Среднего Царства.
Кавит являлась всего лишь одной из цариц низшего ранга, и ее саркофаг сравнительно невелик по размерам, но он великолепно сохранился, благодаря чему мы имеем этот замечательный самый ранний образец темы "зеркало в искусстве".
Отражающую поверхность вскоре стали делать не только из меди, но и из сплавов олова и меди (бронза), а затем с некоторым добавлением серебра и золота (иногда, хотя и довольно редко, они были полностью сделаны из серебра).
Однако, являлись ли зеркала лишь одним из предметов ежедневного ухода за внешностью, элементом роскоши, или несли и иные функции?
Вот бронзовое зеркало той же эпохи, которое сейчас выставлено в Британском музее. На ручке этого зеркала изображены не люди (или боги), а птицы – соколы, которые считались символами бога Солнца Ра:
В случае с этим зеркалом его описание в музее явно гласит: “Отражающая поверхность [зеркал] была интерпретирована как солнечный диск, из-за его формы и блестящих качеств“.
Потрясает исполнением зеркала царевны Сат-Хатхор-Иунит:
Это не только шедевр ювелирного искусства, произведённый в сложной технике инкрустации.
Здесь религиозно-магический аспект предмета начинает превалировать над его бытовым предназначением.
В самом деле, символика сложна, в ней заложена теология: ручка- это растущий из толщи вод лотос, символ творения мира. Его венчает чело богини Хатхор- покровительницы красоты. А само отражающая круглая поверхность- это Солнце, которое ежесуточно проходит цикл обновления ( восход-закат-восход) и поэтому способно подарить хозяйке вечную жизнь, молодость и красоту.
Вот серебряное зеркало, принадлежавшее царю Нубии, который в конце 6 века до нашей эры правил в качестве фараона. Зеркало имеет очень интересную ручку, две его статуэтки изображают верховных божеств Египта, богов Амона и Ра, а две другие-самого царя:
Этот и многие другие примеры показывают, что зеркала, скорее всего, использовались не (или не только) в качестве косметических средств, а были важными, символически нагруженными объектами, символами Солнца, богослужебной утварью, инструментом защитной и любовной магии.
Мы проецируем наше собственное понимание (и использование) зеркал на эти объекты, но египтяне использовали их с разными целями.
Вот пример более или менее "типичного зеркала" Древнего Египта:
Это образец, относящийся к так называемому Позднему периоду (600-300 до н. э.). Его рукоять выполнена в виде женской статуэтки, с бронзовым диском, прикрепленным к её голове.
Как это часто бывает, отражающая поверхность этого зеркала уже проржавела, и мы не видим в нем ничего отражающего. Чтобы представить, как эти зеркала могут работать, мы можем взглянуть на современные ремейки:
Они воспроизводят рабочее состояние египетских зеркал. И, в целом, можно получить представление о том, как хорошо может выглядеть отражение в этих зеркалах (обычно не очень хорошее).
Однако, имейте в виду, что примеры, которые вы видите выше, сделаны из современных материалов и с использованием современных инструментов.
Читайте также: парфюмерия Древнего Египта
Да, мы в состоянии хранить древние экспонаты такого рода и делать их качественные копии. Мы восторгаемся формами и линиями, проникаем в самую глубину заложенного в них религиозно-философского смысла.
Но магия красоты, которой владели древние египтянки, нам, увы, недоступна... Разве только возможно нам причаститься их очарованием, глядя на статуи и рельефы, фрески и саркофаги...