Вопрос – хорошая ли штука #халява? Дай попробую предугадать твой ответ! Ты скорее всего начал рассуждение типа «Конечно халява это круто… Кто откажется от выигрыша в лотерею/внезапно пришедшего наследства/найденной купюре н-ного номинала?» Мне с тобой тяжело не согласиться, и, пожалуй, я сам не отказался бы от всего вышеперечисленного, но у любой монеты есть две стороны.
Халява как фактор удачи. Давай вспомним – студенты, разгар сессии, ночь перед экзаменом или зачётом. «Халява ловись!». Действия, которые собой напоминают не то ритуал, не то обряд. И как что-то шутливое и незатейливое – это прикольно! Но есть ведь индивидумы, которые это воспринимают всерьёз! Сперва молятся на зачётку, призывая халяву, а потом кладут учебник под подушку и спят, ожидая, что с утра придут если не новые знания, то удача. Получается – деградация образования.
Халява и авторское право. Авторское право, к сожалению, в России только сейчас начинает хоть чуть-чуть что-то значить. Ещё лет десять назад музыка или фильмы повсеместно скачивались где угодно, а пиратская продукция лежала на каждом прилавке. «Зачем платить за то, что можно найти бесплатно». Давайте вспомним, что отработав рабочий день мы хотим за него получить зарплату, а работодатель, кинувший своих сотрудников становится как минимум «мудаком» в глазах его подчинённых. Но вот почему-то мало кто думает, что композитор, писатель, сценарист, певец и т.д. и т.п. так же ходят на работу и недополучают за свои труды нужного финансового отклика из-за несоблюдения авторского права и любителей халявы.
#Халява как обман масс и введение в заблуждение с целью наживы. Теперь давайте вспомним один из ювелирных магазинов, который пытается привлечь к себе внимание путем рекламы на просторах интернета с лозунгами о том, что у них происходит закрытие склада/магазина/ликвидация всего, и вообще они уходят с рынка и в связи с этим постоянные распродажи. Всё бы ничего, если бы они действительно закрывались, а то уже года с 4 одно и то же. Как по мне – выглядит смешно и нелепо, даже не верится, что такой пиар-ход действует, но будем считать, что он работает как швейцарские часы… получается расчёт идёт на доверчивых людей, которые верят в халяву, верят что сейчас получится купить за «три копейки» прекрасную бижутерию и всюду ходить нарядными, получается – обманный маркетинг в одном из самых ужасных проявлений.
На самом деле можно ещё долго и много приводить примеров. Русский менталитет затачивают под халяву с самого детства, начиная со сказок об Иване-дураке или золотой рыбке, в последней хоть и говорится, что финал был у разбитого корыта, но это корыто было не из-за погони за халявой, а из-за чрезмерных «хотелок» её персонажей. Единственное, что приходит на ум из произведений-антагонистов, это поговорка «бесплатный сыр бывает только в мышеловке». Но очень жаль, что про этот «сыр» и его последствия мало кто рассказывает.