Летно-технические и маневренные характеристики истребителей, по большей части зависят от двигателей, установленных на них. Как говорят летчики испытатели: «Был бы двигатель, а полетит и забор».
Стоит отметить, что одной из основных характеристик, того или иного истребителя, является их тяговооруженность. Наряду с новой российской разработкой двигателя «второго этапа» для истребителя 5-го поколения Су-57, ранее китайские СМИ анонсировали о прорыве в отечественной авиапромышленности при создании собственного двигателя для своих истребителей нового поколения J-20 и J-31.
Стоит отметить, что на данный момент китайские истребители 5-го поколения комплектуются российскими двигателями семейства АЛ-31Ф. Как заявляют китайские СМИ, что новый двигатель Xian WS-15 значительно превосходит российские АЛ-41Ф1, которые в настоящее время устанавливают на Су-57.
Так же китайские разработчики заявляют, что двигатель WS-15 практически ничем не уступает американскому F-135, который на данный момент считается самым современным и самым продвинутым двигателем для истребителей.
Напомню, что силовую установку F-135 устанавливают на американские истребители F-35.
Вопрос, который сегодня будоражит умы многих фанатов военной техники, заключается в следующем - каков уровень китайских авиадвигателей WS-15 для их истребителей 5-го поколения, и почем китайцы по каким то причинам считают эту силовую установку своим достижением и именно своей разработкой.
Принято считать, что двигатель WS-15, разработанный китайцами для истребителя-невидимки 5-го поколения J-20, основан на российских и советских разработках, а в частности на схеме двигателей Р79-300.
Отмечу, что по техническим характеристикам, которые официально предоставили китайские разработчики, тяга этой силовой установки на форсаже достигает порядка 18 тонн. Это значительно больше, чем у двигателей первого этапа АЛ-41Ф1 для Су-57, с тягой в 15 тонн каждый. Хотя ранее речь шла о 14,5 тоннах на фросажном режиме.
На одном из форумов поднебесной, китайский пилот-испытатель истребителя J-20, ответил на вопрос, почему вы считаете двигатель WS-15 для этой машины своей разработкой. Это же фактически копия российского двигателя большой мощности Р79-300, который устанавливался на Як-141.
Он ответил: «Еще в начале 90-х годов моя страна сосредоточила внимание на китайско-российском техническом сотрудничестве и начала планировать свое развитие этого направления в авиации, с помощью доступных тогда российских технологий.
Но почему вы думаете, что мы единственные, кто тогда обращал внимание на российскую технику. В свое время США также испытывали большой интерес к российским истребителям и двигателям, а в частности при разработке самолета F-135.
Причем Lockheed, при разработке своего двигателя F-135 и истребителя F-35, не стеснялся использовать советские технологии. По сути, им это ничего не стоило, так как они потратили незначительную сумму, даже для того времени, в обмен на характеристики и большую часть проектных данных российского Як-141, включая документацию мощного двигателя Р79В-300.
Когда Те Уитни разрабатывал двигатель F-135 для истребителя 5-го поколения F-35B с коротким взлётом и вертикальной посадкой, который американцы считают своим достижением, он таки же вобрал в себя практически все технологии советского двигателя Р79В-300.
Но, так как конструкция и размер этих двух двигателей не совсем идентичны, американцы почему-то по праву считают его своим достижением. Так же и мы».
Стоит отметить, что еще в июне 1995 года Китай и Россия подписали соглашение о передаче лицензии на производство двигателей Р-79. В августе 1996 года российский научно-исследовательский и производственный консорциум авиационных двигателей "Альянс" доставил в Китай полный комплект конструкторских чертежей и технических данных для двигателя Р-79.
Китайский пилот-испытатель так же рассказал: «Безусловно, в разработке двигателя мы основывались на советских технологиях. Так же не буду отрицать, что при заключении двухстороннего соглашения были оговорены и моменты внедрения производственного оборудования, и технического сопровождениея, вплоть до завершения сборки первого двигателя-демонстратора.
Однако по факту, как такого сопровождения практически не было, а вся техническая и технологическая информация по векторной сопловой части Р-79В-300, к сожалению, отсутствовала. Все это пришлось нашим конструкторам разрабатывать практически с нуля».
Отмечу, что китайский двигатель WS-15 впервые был испытан на стенде в июле 2005 года, где характеристики полностью достигли проектных требований.
В мае 2006 года он впервые поднялся в небо для испытаний в составе экспериментального планера. Ожидалось, что к 2009 году двигатель пройдет все квалификационные испытания, и его запустят в серию.
Однако чуда не случилось. Потребовалось масса доработок и изменений в конструкции сопловой части и управляемым вектором. И только в марте 2013 года двигатель WS-15 все-таки завершил окончательные испытания. Но вот "воз и ныне там".
Отмечу, что хоть китайцы и заявляют, что эта силовая установка превосходит самые современные серийные российские двигатели АЛ-41Ф1, однако на данный момент есть информация, что у двигателей WS-15 на форсажном режиме существует проблема существенной потери тяги.
Причем продолжают считать, что это один из самых продвинутых ТРДД в мире, в то же время эти мастера подделок и плагиата, планируют все-таки заказать ограниченную партию российских истребителей Су-57 с двигателями второго этапа.
Так же китайский пилот-испытатель в завершении отметил: «Хоть на данный момент это двигатель и имеет некоторые недостатки, такие как надежность и ресурс, который пока еще не совсем ясен. Но скоро все недостатки устранят, и в ближайшее время он появится на серийных истребителях J-20.
Несмотря на все мелкие недостатки, именно это двигатель сегодня в китайской истребительной авиапромышленности является самым современным, самым мощным китайским ТРДД, который практически не уступает характеристикам американской силовой установки F-135.
Так что у нас есть теперь основания считать, что WS-15 это заслуга именно наших разработчиков, что заставляет быть более оптимистичными в отношении будущего развития авиации моей страны».
ЖМИ ПОДПИСАТЬСЯ